Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Трансформация природного мотива как метод формообразования орнамента пухового платка Оренбуржья

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-3-119-134

Аннотация

В статье рассматриваются природный мотив как художественная основа орнаментальной композиции и его трансформация как метод формообразования элементов орнамента оренбургского пухового платка. Анализируются основные направления трансформации природного мотива, принятые в формотворчестве пуховязания: семантическая концепция формы; стилизация и геометризация формы, эксперименты с материалом (козьим пухом). Уточняется, что трансформация природного мотива в соответствии с художественно-технологическими основами традиции пуховязания является условием ее развития; включение в орнамент элементов, созданных по иным принципам формообразования, ведет к деформации образно-технологической системы промысла. Проанализирован процесс трансформации визуально-смыслового образа природного мотива в декоративно-орнаментальное изображение.

Об авторе

А. А. Васильченко
Оренбургский государственный университет
Россия

Алла А. Васильченко, кандидат искусствоведения, доцент

460018, Оренбург, пр. Победы, д. 13



Список литературы

1. Астраханцева 2003а – Астраханцева Т. Народное искусство как семантическое поле для профессионального творчества // Народное искусство России в современной культуре / Авт.-сост. М.А. Некрасова. М.: Коллекция М, 2003. С. 112–115.

2. Астраханцева 2003b – Астраханцева Т.Л. Авторско-индивидуальное и традиционно-коллективное начала в современной практике народных художественных промыслов // Народное искусство России в современной культуре / Авт.-сост. М.А. Некрасова. М.: Коллекция М, 2003. С. 108–111.

3. Беслеева 1981 – Беслеева Л.И. Оренбургский пуховый платок // Творческие проблемы современных народных промыслов. Л.: Художник РСФСР, 1981. 376 с.

4. Васильченко 2013 – Васильченко А.А. Искусство традиционного вязаного платка Южного Урала и Поволжья: Дис. … канд. искусствоведения. М., 2013.

5. Герчук 2013 – Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? Структура и смысл орнаментального образа. М.: РИП-холдинг, 2013. 303 с.

6. Лаврентьев 1997 – Лаврентьев А.Н. Эксперимент в дизайне // Дизайн: Сб. научных трудов. Вып. V / Ред.-сост. Н.В. Воронов. М., 1997. С. 160–164.

7. Назаров 1997 – Назаров Ю.В. Понятие «форма» в философии, искусствознании, дизайне // Дизайн: Сб. научных трудов. Вып. V / Ред.-сост. Н.В. Воронов. М., 1997. С. 151–155.

8. Разина 1970 – Разина Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970. 255 с.

9. Федорова 2010 – Федорова О.А. Так вяжут платки в Оренбурге. Оренбург: Димур, 2010. 37 с.

10. Якушева 2009 – Якушева М.С. Трансформация природного мотива в орнаментальную декоративную форму. М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2009. 240 с.


Рецензия

Для цитирования:


Васильченко А.А. Трансформация природного мотива как метод формообразования орнамента пухового платка Оренбуржья. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023;(3):119-134. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-3-119-134

For citation:


Vasilchenko A.A. Transformation of the natural motif as a method of shaping the ornament of the down shawl of the Orenburg region. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2023;(3):119-134. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-3-119-134

Просмотров: 85


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)