Пространственно-временная природа музыкального понимания


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-2-12-28

Полный текст:




Аннотация

Природа музыкального понимания в настоящее время интенсивно исследуется как в аналитической, так и в континентальной философии. Многие авторы указывают, что это понимание имеет выраженную интеллектуальную составляющую. В данной статье исследуется вопрос о пространственных компонентах музыкального понимания. Б. Уорф обратил внимание, что мы часто в уме проводим пространственную объективацию. Об этом же писал А. Бергсон. Музыка имеет мотив, музыкальные фразы, часто – мелодию, и все это можно изобразить в виде рисунка. Понять музыку означает понять логику развертывания мелодии, а «развертывание» – пространственный феномен. Гуссерль пишет о темпоральном горизонте при прослушивании музыки, но и горизонт – пространственный феномен. Кроме того, Гуссерль указывает на то, что текучий смысл музыки остается «тем же самым», а для того чтобы это увидеть, надо выйти из потока времени в некую неподвижную точку. Такой выход виртуален, но возможен. Однако это необычные пространственные представления. Для них используется термин «квазипространство», напоминающий двойную интенциональность Гуссерля. В этом квазипространстве складывается рисунок или гештальт музыки. При этом существует некая трансцендентная точка, предел, к которому стремится наш выход из потока времени.


Об авторе

Е. В. Косилова
МГУ имени М.В. Ломоносова
Россия

Елена В. Косилова - доктор философских наук, доцент.

119234, Москва, Ленинские горы, учебно-научный корпус «Шуваловский»



Список литературы

1. Clark et al. 2015 – Clark N.A., Heflin Th., Kluball J., Kramer E. Understanding Music: Past and Present. Dahlonega: University of North Georgia Press, 2015.

2. Covach, Boone 1997 – Covach J., Boone G. Understanding Rock. Essays in Musical Analysis. NY, Oxford: Oxford University Press, 1997. 219 p.

3. Eggebrecht 2016 – Eggebrecht H.H. Understanding Music. The Nature and Limits of Musical Cognition. N.Y.: Routledge, 2016. 170 p.

4. Fiske 2008 – Fiske H.E. Understanding Musical Understanding: The Philosophy, Psychology and Sociology of the Musical Experience. Lewiston; N.Y.: Edwin Mellen Press, 2008. 311 p.

5. Huovinen 2011 – Huovinen E. Understanding Music // The Routledge Companion to Philosophy and Music / Ed. by T. Gracyk, A. Kania. N.Y.: Routledge, 2011.

6. Scruton 2009 – Scruton R. Understanding Music. Philosophy and Interpretation. London, 2009.

7. Tagg 1979 – Tagg P. Kojak – 50 seconds of television music: toward the analysis of affect in popular music. Göteborg: Musikvetenskapliga inst., Göteborgs univ Publ., 1979. Tighe, Dowling, 1993 – Tighe T., Dowling W.J. (Eds) Psychology and Music. The Understanding of Melody and Rhythm. NY: Psychology Press, 1993. 240 p.

8. Yudkin, 2016 – Yudkin J. Understanding Music. Boston and others: Pearson Education, 2016.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Косилова Е.В. Пространственно-временная природа музыкального понимания. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2024;(2):12-28. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-2-12-28

For citation: Kosilova E.V. The spatio-temporal nature of musical understanding. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2024;(2):12-28. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-2-12-28

Просмотров: 159

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)