Художественная интеллигенция как субъект общественного договора в период культурной революции в СССР (1930-е гг.)
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-3-24-34
Аннотация
В статье автор рассматривает особенности общественного договора между художественной интеллигенцией и советской политической элитой во времена культурной революции в СССР. В данный период общественный договор носит патерналистский характер, но строится не только на насилии, но и на согласии, на общей идее реализации социальной и культурной революции, на преференциях разного рода, которые могли получить творцы от новой власти. С конца 20-х гг. управление сферой культуры и искусства начинает носить централизованный характер, государство становится главным субъектом культурной политики, осуществляется жесткий идеологический контроль за культурным процессом, преследование эстетического инакомыслия, и в то же время осуществляется поощрение лояльных деятелей культуры путем государственных заказов, высокого социального статуса, высокой зарплаты, предоставления прав на публикации, персональных выставок и заграничных командировок, наград и премий, решения бытовых и семейных проблем и т. д. Принцип «социалистического реализма» провозглашается доминирующим творческим методом. Советское партийное и государственное руководство получает исключительные возможности влиять на формирование и изменение общественного сознания советских людей посредством культурного производства.
Ключевые слова
Об авторе
Г. В. ТартыгашеваРоссия
Галина В. Тартыгашева, кандидат социологических наук
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Аузан 2014 – Аузан А.А. Экономика всего. Как институты меняют нашу жизнь. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 160 c.
2. Антипина 2005 – Антипина В.А. Повседневная жизнь советских писателей 30-е – 50-е годы. М.: Молодая гвардия, 2005. 408 с.
3. Гаспаров 2000 – Гаспаров М.Л. Интеллектуалы, интеллигенты, интеллигентность // Русская интеллигенция. История и судьба. М.: Наука, 2000. С. 5–13.
4. Кампфнер 2012 – Кампфнер Дж. Свобода на продажу: как мы разбогатели – и лишились независимости. М.: Corpus, 2012. 416 с.
5. Кученкова 2023 – Кученкова А.В. Народный суверенитет и право на восстание в концепции общественного договора Ж.-Ж. Руссо // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 4. С. 79–88. DOI: 10.28995/2073-6401-2023-4-79-88
6. Тартыгашева 2023 – Тартыгашева Г.В. Идея общественного договора в трудах Томаса Гоббса // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023. № 4. С. 89–99. DOI: 10.28995/2073-6401-2023-4-89-99
7. Тощенко 2023 – Тощенко Ж.Т. Общественный договор: эволюция идей // Россия реформирующаяся. 2023. № 21. С. 98–121.
8. Турчин 2024 – Турчин П.В. Конец времен / [Пер. с англ. В. Желнинова]. М.: АСТ, 2024. 432 с.
9. Явлинский 2006 – Явлинский Г.А. Перспективы России. Экономический и политический взгляд. М.: ГАЛЛЕЯ-ПРИНТ, 2006. URL: http://www.yavlinsky.ru/news/index.phtml?id=2790 (дата обращения 7 февраля 2024).
Рецензия
Для цитирования:
Тартыгашева Г.В. Художественная интеллигенция как субъект общественного договора в период культурной революции в СССР (1930-е гг.). Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2024;(3):24-34. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-3-24-34
For citation:
Tartygasheva G.V. The artistic intelligentsia as a subject of the social contract during the cultural revolution in the USSR (1930s). RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2024;(3):24-34. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-3-24-34