Феноменология детской речи М. Мерло-Понти. Часть первая
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-53-73
Аннотация
Статья посвящена малоизвестному аспекту философского наследия М. Мерло-Понти – проблематике раннего речевого онтогенеза и возможности применения феноменологии для анализа детской речи. Данный текст предваряет публикацию фрагмента материалов лекционного курса М. Мерло-Понти, который он читал в Сорбонне в 1949–1952 гг. (опубликованы в сборнике «Психология и педагогика ребенка. Лекции в Сорбонне 1949–1952 гг.» 2001 г., не переводились на русский язык). В статье кратко представлены исторический и философский контекст исследований детской речи, который сложился к середине XX в., когда Мерло-Понти обратился к этой теме, общие характеристики и краткое изложение основных моментов данного курса, особенности его подхода к раннему речевому развитию и развитию ребенка в целом с точки зрения феноменологии, психологии, лингвистики и смежных дисциплин, интересующихся данной тематикой. Автор предпринимает попытку выделить философскую специфику исследуемого источника, а также предположить, какое место это исследовательское направление Мерло-Понти может занять в актуальном поле феноменологии и лингвистики детства, с одной стороны, и в рецепции наследия Мерло-Понти – с другой.
Ключевые слова
Об авторе
Е. В. ВечернинаРоссия
Елена В. Вечернина, аспирант 125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Бражникова 2004 – Бражникова Я.Г. Плоть и история. К идее архитектонического прошлого в философии М. Мерло-Понти // Логос. 2004. № 1 (41). С. 72–87.
2. Манучарова 2012 – Манучарова А.В. Понятие жеста в работах Дж.Г. Мида и М. Мерло-Понти // История философии и социокультурный контекст. М.: РГГУ, 2012. C. 24–30.
3. Цейтлин 2019 – Цейтлин С.Н. Освоение ребенком родного языка как синергетический процесс // Росс. гуманит. журн. 2019. № 4. С. 288–300.
4. Bahler 2015 – Bahler Br. Merleau-Ponty on Children and Childhood // Childhood and Philosophy. 2015. № 11 (22). P. 203–221.
5. Bahler 2016 – Philosophy of Childhood Today: Exploring the Boundaries / Ed. by Br. Bahler, D. Kennedy. Lanham: Lexington Books, 2016. 218 p.
6. Dosse 2007 – Dosse F. Structuralism // The Edinburgh Companion to Twentieth-Century Philosophies. Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 2007. 478 p.
7. Dosse 2018 – Dosse F. La saga des intellectuels français. T. I. P.: Gallimard, 2018. 462 p.
8. Rojcewicz 1987 – Rojcewicz R. Merleau-ponty and cognitive child psychology // Journal of Phenomenological Psychology. 1987. № 18 (1-2). P. 201–221.
9. Shuttleworth 2005 – Shuttleworth S. Inventing a Discipline: Autobiography and the Science of Child Study in the 1890s // Comparative Critical Studies. 2005. № 2 (2). P. 143–163.
10. Simms 2008 – Simms E.M. The child in the world: Embodiment, time, and language in early childhood. Wayne State Univ. Press, 2008. 264 p.
Рецензия
Для цитирования:
Вечернина Е.В. Феноменология детской речи М. Мерло-Понти. Часть первая. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2024;(4):53-73. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-53-73
For citation:
Vechernina E.V. M. Merleau-Ponty’s phenomenology of children’s speech. Part one. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2024;(4):53-73. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-53-73