Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Феноменология детской речи М. Мерло-Понти. Часть первая

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-53-73

Аннотация

Статья посвящена малоизвестному аспекту философского наследия М. Мерло-Понти – проблематике раннего речевого онтогенеза и возможности применения феноменологии для анализа детской речи. Данный текст предваряет публикацию фрагмента материалов лекционного курса М. Мерло-Понти, который он читал в Сорбонне в 1949–1952 гг. (опубликованы в сборнике «Психология и педагогика ребенка. Лекции в Сорбонне 1949–1952 гг.» 2001 г., не переводились на русский язык). В статье кратко представлены исторический и философский контекст исследований детской речи, который сложился к середине XX в., когда Мерло-Понти обратился к этой теме, общие характеристики и краткое изложение основных моментов данного курса, особенности его подхода к раннему речевому развитию и развитию ребенка в целом с точки зрения феноменологии, психологии, лингвистики и смежных дисциплин, интересующихся данной тематикой. Автор предпринимает попытку выделить философскую специфику исследуемого источника, а также предположить, какое место это исследовательское направление Мерло-Понти может занять в актуальном поле феноменологии и лингвистики детства, с одной стороны, и в рецепции наследия Мерло-Понти – с другой.

Об авторе

Е. В. Вечернина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия
Елена В. Вечернина, аспирант 125047, Москва, Миусская пл., д. 6


Список литературы

1. Бражникова 2004 – Бражникова Я.Г. Плоть и история. К идее архитектонического прошлого в философии М. Мерло-Понти // Логос. 2004. № 1 (41). С. 72–87.

2. Манучарова 2012 – Манучарова А.В. Понятие жеста в работах Дж.Г. Мида и М. Мерло-Понти // История философии и социокультурный контекст. М.: РГГУ, 2012. C. 24–30.

3. Цейтлин 2019 – Цейтлин С.Н. Освоение ребенком родного языка как синергетический процесс // Росс. гуманит. журн. 2019. № 4. С. 288–300.

4. Bahler 2015 – Bahler Br. Merleau-Ponty on Children and Childhood // Childhood and Philosophy. 2015. № 11 (22). P. 203–221.

5. Bahler 2016 – Philosophy of Childhood Today: Exploring the Boundaries / Ed. by Br. Bahler, D. Kennedy. Lanham: Lexington Books, 2016. 218 p.

6. Dosse 2007 – Dosse F. Structuralism // The Edinburgh Companion to Twentieth-Century Philosophies. Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 2007. 478 p.

7. Dosse 2018 – Dosse F. La saga des intellectuels français. T. I. P.: Gallimard, 2018. 462 p.

8. Rojcewicz 1987 – Rojcewicz R. Merleau-ponty and cognitive child psychology // Journal of Phenomenological Psychology. 1987. № 18 (1-2). P. 201–221.

9. Shuttleworth 2005 – Shuttleworth S. Inventing a Discipline: Autobiography and the Science of Child Study in the 1890s // Comparative Critical Studies. 2005. № 2 (2). P. 143–163.

10. Simms 2008 – Simms E.M. The child in the world: Embodiment, time, and language in early childhood. Wayne State Univ. Press, 2008. 264 p.


Рецензия

Для цитирования:


Вечернина Е.В. Феноменология детской речи М. Мерло-Понти. Часть первая. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2024;(4):53-73. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-53-73

For citation:


Vechernina E.V. M. Merleau-Ponty’s phenomenology of children’s speech. Part one. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2024;(4):53-73. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-53-73

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)