Иностранцы о портретных изображениях в Московии, их появлении и бытовании
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-193-205
Аннотация
В статье рассматриваются свидетельства иностранцев о различных аспектах использования портретных изображений в России конца XV – XVII в. Начало их бытования отмечено в великокняжеской среде и связано с организацией политических браков. Контакты Московии с европейскими странами, особенно с середины XVI в., способствовали усилению интереса путешественников к личности царя. По этой причине появляются отдельные зарисовки и литературные портреты русских монархов. В ряде случает отмечается стремление к репрезентации через их изображения Московского царства, а иногда и личных заслуг. С XVII в., по свидетельству иностранцев, картинки с изображением царя и медали с его образом становятся своего рода наградными знаками. В сочинениях нашел отражение и вопрос о взаимоотношениях иконописи и светской живописи, о возможности использовать художественные достижения живописцев в иконописании, что в этот период вызывало категорическое несогласие Русской церкви. Одновременно авторы отмечали сосуществование в одной среде, например в торговых лавках или резиденции патриарха, икон и портретных изображений, в том числе церковных иерархов, написанных с натуры. С конца XVII столетия иностранцы отмечают широкое использование в домах знати и государственных чиновников светской живописи, в том числе портретов. Иностранцами чаще всего являлись европейские дипломаты и члены торговых компаний, которые руководствовались в своих оценках критериями, отвечающими привычной обстановке своих стран и соответствующими представлениям о портрете, его роли и художественных достоинствах. В целом их сведения и оценки позволяют почувствовать динамику изменения отношения в использовании портретных изображений в России в период Позднего Средневековья и в конечном счете готовность к усвоению европейских ценностей.
Ключевые слова
Об авторе
В. Д. ЧерныйРоссия
Валентин Д. Черный, доктор культурологии, профессор
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Баталов 1994 – Баталов А.Л. Гроб Господень в «святая Святых» Бориса Годунова // Иерусалим в русской культуре. М.: Наука, 1994. С. 154–171.
2. Горматюк 2004 – Горматюк А.А. Об исследовании и реставрации надгробной иконы великого князя Василия III // Эпоха парсуны. Русский исторический портрет. М.: Художник и книга, 2004. С. 226–229.
3. Лаврентьев 2004 – Лаврентьев А.В. «Век парсуны»: XVII столетие в русской истории и культуре // Эпоха парсуны. Русский исторический портрет. М.: Художник и книга, 2004. С. 10–15.
4. Саенкова, Свердлова 2015 – Саенкова Е., Свердлова С. Симон Ушаков. Древо государства Московского (Похвала иконе «Богоматерь Владимирская»). М.: Гос. Третьяковская галерея, 2015. 64 с.
5. Уханова и др. 2019 – Уханова E.B., Жижин М.Н., Андреев А.В., Пойда А.А., Ильин В.А. Прижизненный портрет Ивана Грозного: визуализация угасшего памятника естественнонаучными методами // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2019. № 2 (76). С. 13–29.
6. Хорошкевич 1980 – Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV – начала XVI в. М.: Наука, 1980. 293 с.
Рецензия
Для цитирования:
Черный В.Д. Иностранцы о портретных изображениях в Московии, их появлении и бытовании. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2024;(4):193-205. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-193-205
For citation:
Chernyy V.D. Foreigners about portrait images in Muscovy, their appearance and existence. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2024;(4):193-205. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-193-205