Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Античность как абсолютная модель искусства и стиля: архитектура, декор интерьера и мебель. От барокко к неоклассицизму

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-206-223

Аннотация

Предметом анализа избрана 150-летняя эволюция французского увлечения культурой и искусством античности, которое в XVII– XVIII вв. получило ярко выраженный характер антикомании. Это увлечение, поддержанное самыми влиятельными теоретиками искусства, привело к появлению и развитию классицизма, а затем, в свою очередь, «греческого вкуса» (goût grec) и, наконец, неоклассицизма. Можно назвать и менее известные стили, которые также получили свое место в этом эволюционном ряду: это помпейский стиль, авторские стили зодчих Ж.-Ж. Суффло и Ж.-А. Габриэля и др. Акцент в исследовании делается на сопоставлении теоретических основ новых стилей и их материального воплощения, выраженного в архитектуре, декоре интерьеров и мебели. Процесс показывается на фоне противостояния «Греческого Возрождения» и «Римского Возрождения» и соотносится с этапами развития научного искусствознания и с социально-политической историей Франции. Методология исследования соответствует постановке проблемы. История, история искусства и культурология представляют разные ракурсы восприятия: культура отражает историю в такой же мере, как история отражает социальную реальность, а искусство является художественной формой постижения этой реальности.

Об авторе

Б. Л. Шапиро
Российский государственный гуманитарный университет
Россия
Бэлла Л. Шапиро, доктор культурологии, кандидат исторических наук, доцент 125047, Москва, Миусская пл., д. 6


Список литературы

1. Бахмутский 1985 – Бахмутский В.Я. На рубеже двух веков // Спор о древних и новых. М.: Искусство, 1985. С. 7–40.

2. Булгакова 2022 – Булгакова А.В. Эволюция больших стилей во французском мебельном искусстве XVIII века // Мир искусств: Вестн. Междунар. ин-та антиквариата. 2022. № 4 (40). С. 100–127.

3. ВИ 2013 – Всемирная история: В 6 т. Т. 4: Мир в XVIII веке / Гл. ред. А.О. Чубарьян. М.: Наука, 2013.

4. ИЕИ 1963 – История европейского искусствознания: от античности до конца XVIII века. Т. 1 / Отв. ред. Б.Р. Виппер и Т.Н. Ливанова. М.: АН СССР, 1963. 440 c.

5. Каплан 2009 – Каплан А.Б. Влияние итальянской культуры на культуру Франции в XVI в. и последствия этого влияния // Вестн. культурологии. 2009. № 2. С. 66–73.

6. Коськов 2004 – Коськов М.А. Предметный мир культуры. СПб.: СПбГУ, 2004. 342 с.

7. Литвин 2013 – Литвин Т.А. «Греческий проект» Екатерины II и стиль goût grec в русском декоративно-прикладном искусстве последней четверти XVIII в. // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 4. № 4. С. 110–120.

8. Мак-Коркодейл 1990 – Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: Искусство, 1990. 245 с.

9. Мантис 2015 – Мантис А. Disjecta Membra (Разъятые члены). Разграбление и рассеяние древностей Акрополя. URL: http://www.parthenon.ru/content/ras.php (дата обращения 14 июня 2024).

10. Таруашвили 2016 – Таруашвили Л.И. Идея тектоники в теории архитектуры Нового времени // Таруашвили Л.И. Статуарность и тектоника в образах литературы и искусства: Ст. разных лет. М.: Статут, 2016. С. 156–180.

11. Турчин 2007 – Турчин В.С. Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона. М.: Жираф, 2007. 286 с.

12. Цейтлина 2007 – Цейтлина М.В. Арабеск в архитектурных проектах Клериссо (к вопросу об использовании опыта античного наследия в интерьере XVIII в.) // Дизайн. Материалы. Технология. 2007. № 2 (3). С. 158–164.

13. Шапиро 2023 – Шапиро Б.Л. Шахерезада из Бельвю, или Французский будуар «а-ля тюрк» XVIII столетия // История: Факты и символы. 2023. Т. 35. № 2. С. 63–72. URL: https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-35-2-63-72 (дата обращения 14 июня 2024).

14. Aghion 2002 – Aghion I. Caylus, mécène du roi: collectionner les antiquités au XVIIIe siècle. P.: Institut national d’histoire de l’art, 2002.

15. Collins 1998 – Collins P. Changing Ideals in Modern Architecture, 1750–1950. Montreal: McGill-Queen’s Press – MQUP, 1998.

16. Crook 1972 – Crook J.M. The Greek Revival: Neo-classical Attitudes in British Architecture, 1760–1870. L.: J. Murray, 1972.

17. Duggan 2019 – Duggan T.M.P. On early antiquarians in Asia Minor to the start of the 19th century // Gephyra. 2019. № 17. Р. 115–167. doi.org/10.37095/gephyra.505338.

18. Eriksen 1961 – Eriksen S. Lalive de Jully’s Furniture “à la grecque” // The Burlington Magazine. 1961. Vol. 103. № 701. Р. 340–347.

19. Herrmann 1973 – Herrmann W. The Theory of Claude Perrault. L.: A. Zwemmer, 1973. Marty 2015 – Marty М. Parallèle de l’architecture antique avec la moderne de Roland Fréart de Chambray. Analyse, contexte et apports. Pau: Université de Pau et des Pays de l’Adour, 2015.

20. McCormick 1990 – McCormick T. Charles-Louis Clérisseau and the Genesis of Neo-classicism. Architectural History Foundation, 1990.

21. Miller 1998 – Miller J. Classic Style. N. Y.: Simon and Schuster, 1998.

22. Ollagnier 2021 – Ollagnier C. Jacques-Germain Soufflot ou l’architecture régénérée (1713– 1780). P.: Éditions Picard, 2021.


Рецензия

Для цитирования:


Шапиро Б.Л. Античность как абсолютная модель искусства и стиля: архитектура, декор интерьера и мебель. От барокко к неоклассицизму. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2024;(4):206-223. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-206-223

For citation:


Shapiro B.L. Antiquity as the absolute model of art and style. Architecture, interior decor and furniture. From Baroque to Neoclassicism. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2024;(4):206-223. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-206-223

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)