Античность как абсолютная модель искусства и стиля: архитектура, декор интерьера и мебель. От барокко к неоклассицизму
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-206-223
Аннотация
Предметом анализа избрана 150-летняя эволюция французского увлечения культурой и искусством античности, которое в XVII– XVIII вв. получило ярко выраженный характер антикомании. Это увлечение, поддержанное самыми влиятельными теоретиками искусства, привело к появлению и развитию классицизма, а затем, в свою очередь, «греческого вкуса» (goût grec) и, наконец, неоклассицизма. Можно назвать и менее известные стили, которые также получили свое место в этом эволюционном ряду: это помпейский стиль, авторские стили зодчих Ж.-Ж. Суффло и Ж.-А. Габриэля и др. Акцент в исследовании делается на сопоставлении теоретических основ новых стилей и их материального воплощения, выраженного в архитектуре, декоре интерьеров и мебели. Процесс показывается на фоне противостояния «Греческого Возрождения» и «Римского Возрождения» и соотносится с этапами развития научного искусствознания и с социально-политической историей Франции. Методология исследования соответствует постановке проблемы. История, история искусства и культурология представляют разные ракурсы восприятия: культура отражает историю в такой же мере, как история отражает социальную реальность, а искусство является художественной формой постижения этой реальности.
Ключевые слова
Об авторе
Б. Л. ШапироРоссия
Бэлла Л. Шапиро, доктор культурологии, кандидат исторических наук, доцент 125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Бахмутский 1985 – Бахмутский В.Я. На рубеже двух веков // Спор о древних и новых. М.: Искусство, 1985. С. 7–40.
2. Булгакова 2022 – Булгакова А.В. Эволюция больших стилей во французском мебельном искусстве XVIII века // Мир искусств: Вестн. Междунар. ин-та антиквариата. 2022. № 4 (40). С. 100–127.
3. ВИ 2013 – Всемирная история: В 6 т. Т. 4: Мир в XVIII веке / Гл. ред. А.О. Чубарьян. М.: Наука, 2013.
4. ИЕИ 1963 – История европейского искусствознания: от античности до конца XVIII века. Т. 1 / Отв. ред. Б.Р. Виппер и Т.Н. Ливанова. М.: АН СССР, 1963. 440 c.
5. Каплан 2009 – Каплан А.Б. Влияние итальянской культуры на культуру Франции в XVI в. и последствия этого влияния // Вестн. культурологии. 2009. № 2. С. 66–73.
6. Коськов 2004 – Коськов М.А. Предметный мир культуры. СПб.: СПбГУ, 2004. 342 с.
7. Литвин 2013 – Литвин Т.А. «Греческий проект» Екатерины II и стиль goût grec в русском декоративно-прикладном искусстве последней четверти XVIII в. // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2013. Т. 4. № 4. С. 110–120.
8. Мак-Коркодейл 1990 – Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: Искусство, 1990. 245 с.
9. Мантис 2015 – Мантис А. Disjecta Membra (Разъятые члены). Разграбление и рассеяние древностей Акрополя. URL: http://www.parthenon.ru/content/ras.php (дата обращения 14 июня 2024).
10. Таруашвили 2016 – Таруашвили Л.И. Идея тектоники в теории архитектуры Нового времени // Таруашвили Л.И. Статуарность и тектоника в образах литературы и искусства: Ст. разных лет. М.: Статут, 2016. С. 156–180.
11. Турчин 2007 – Турчин В.С. Французское искусство от Людовика XVI до Наполеона. М.: Жираф, 2007. 286 с.
12. Цейтлина 2007 – Цейтлина М.В. Арабеск в архитектурных проектах Клериссо (к вопросу об использовании опыта античного наследия в интерьере XVIII в.) // Дизайн. Материалы. Технология. 2007. № 2 (3). С. 158–164.
13. Шапиро 2023 – Шапиро Б.Л. Шахерезада из Бельвю, или Французский будуар «а-ля тюрк» XVIII столетия // История: Факты и символы. 2023. Т. 35. № 2. С. 63–72. URL: https://doi.org/10.24888/2410-4205-2023-35-2-63-72 (дата обращения 14 июня 2024).
14. Aghion 2002 – Aghion I. Caylus, mécène du roi: collectionner les antiquités au XVIIIe siècle. P.: Institut national d’histoire de l’art, 2002.
15. Collins 1998 – Collins P. Changing Ideals in Modern Architecture, 1750–1950. Montreal: McGill-Queen’s Press – MQUP, 1998.
16. Crook 1972 – Crook J.M. The Greek Revival: Neo-classical Attitudes in British Architecture, 1760–1870. L.: J. Murray, 1972.
17. Duggan 2019 – Duggan T.M.P. On early antiquarians in Asia Minor to the start of the 19th century // Gephyra. 2019. № 17. Р. 115–167. doi.org/10.37095/gephyra.505338.
18. Eriksen 1961 – Eriksen S. Lalive de Jully’s Furniture “à la grecque” // The Burlington Magazine. 1961. Vol. 103. № 701. Р. 340–347.
19. Herrmann 1973 – Herrmann W. The Theory of Claude Perrault. L.: A. Zwemmer, 1973. Marty 2015 – Marty М. Parallèle de l’architecture antique avec la moderne de Roland Fréart de Chambray. Analyse, contexte et apports. Pau: Université de Pau et des Pays de l’Adour, 2015.
20. McCormick 1990 – McCormick T. Charles-Louis Clérisseau and the Genesis of Neo-classicism. Architectural History Foundation, 1990.
21. Miller 1998 – Miller J. Classic Style. N. Y.: Simon and Schuster, 1998.
22. Ollagnier 2021 – Ollagnier C. Jacques-Germain Soufflot ou l’architecture régénérée (1713– 1780). P.: Éditions Picard, 2021.
Рецензия
Для цитирования:
Шапиро Б.Л. Античность как абсолютная модель искусства и стиля: архитектура, декор интерьера и мебель. От барокко к неоклассицизму. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2024;(4):206-223. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-206-223
For citation:
Shapiro B.L. Antiquity as the absolute model of art and style. Architecture, interior decor and furniture. From Baroque to Neoclassicism. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2024;(4):206-223. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-206-223