Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Сара Бернар в скульптурных автопортретах и произведениях скульпторов – ее современников

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-224-249

Аннотация

В работе проведен анализ скульптурных портретов Сары Бернар авторства французских мастеров, творивших во второй половине XIX – начале ХХ в., в том числе самой Сары Бернар. Реализуя потребность в самовыражении не только на сцене, но и в мастерской скульптора, Бернар использовала свою известность для продвижения собственных творений на выставках и в помещениях театров во время гастролей, вынося на всеобщее обозрение публики как скульптуры и бюсты своих друзей и известных современников, так и автопортреты. Для воплощения образов великой французской актрисы в мраморе, бронзе, терракоте, глине, гипсе художники использовали богатую палитру выразительных средств. Стремясь усилить образность и красочность скульптур, авторы применяли полихромию, либо соединяя в одной работе мрамор разных цветов, позолоченную, серебряную, патинированную бронзу, слоновую кость, либо раскрашивая мрамор, воск или гипс. Действуя в русле развития французской скульптуры указанного периода, художники использовали техники тиражирования, создавая несколько вариантов одной скульптуры в разных материалах, придавали скульптурным портретам Сары Бернар утилитарные свойства предметов, использовали орнаментальные узоры, характерные для стилистики ар-нуво. Образный ряд, с помощью которого художники воплощали Сару Бернар в скульптуре, в целом соответствовал ее изображениям в других видах изобразительного искусства: как актрисы в театральных костюмах, творческой личности, окруженной атрибутами театра, скульптора и живописца, прекрасной дамы, иногда наделенной фантазийными чертами.

Об авторе

Т. Е. Кем
Независимый исследователь
Россия
Татьяна Е. Кем, магистр истории искусства


Список литературы

1. Аркин 1990 – Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М.: Искусство, 1990. 399 с.

2. Гильдебранд 2011 – Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей / Вступ. ст. А.С. Котлярова. М.: Логос, 2011. 105 с.

3. Головин 1999 – Головин В.П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и пони- мать скульптуру. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999. 122 с.

4. Калитина 2007 – Калитина Н.Н. Французская скульптура второй половины XIX века: Очерки. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. 111 с.

5. Калитина 2009 – Калитина Н.Н. Пути развития скульптурного портрета во Франции в XIX в. // Вестн. С.-Петерб. ун-та. История. 2009. № 2. С. 280–286.

6. Кем 2023 – Кем Т.Е. Образ Сары Бернар во французской иллюстрированной прессе 1870–1920 годов // Артикульт. 2023. № 3 (51). С. 62–96. DOI: 10.28995/22276165 202336296. URL: http://articult.rsuh.ru/articult-51-3-2023/articult-51-3-2023-kem.php (дата обращения 28 декабря 2023).

7. Кугель 1967 – Кугель А.Р. Театральные портреты. Л.: Искусство, 1967. 382 с.

8. Сарабьянов 2001 – Сарабьянов Д.В. Модерн. История стиля. М.: Галарт, 2001. 343 с.

9. Arwas 2002 – Arwas V. Art Nouveau: The French aesthetic. L.: Papadakis, 2002. 624 p.

10. Bindé 2023 – Bindé J. Douée pour tous les arts // Beaux Arts & Cie. Sarah Bernhardt. Et la femme créa la star. Mars 2023. 66 р.

11. Blühm 1996 – Blühm A. The colour of sculpture: 1840–1910. Amsterdam: Van Gogh Museum, 1996. 277 p.

12. Cady 1913 – Cady E.D. A handbook of modern French sculpture. N. Y.: Dodd, Mead and Company. 1913. 554 p.

13. Castelot 1971 – Castelot A. Sarah Bernhardt. P.: Rombaldi, 1971. 251 р.

14. Cate 2005 – Cate P.D. Breaking the mold: sculpture in Paris from Daumier to Rodin. New Brunswick, NJ: Jane Voorhees Zimmerli Art Museum, Rutgers, the State Univ. of New Jersey, 2005. 239 р.

15. Delbee 2000 – Delbee A. Le sourire de Sarah Bernhardt. P.: Fayard, 2000. 434 р.

16. Eaton 1913 – Eaton D.C. A handbook of modern French sculpture. N. Y.: Dodd, Mead and Company. 1913. 348 р.

17. Fildier 1980 – Fildier A. Sarah Bernhardt. P.: Cartophilie, 1980. 112 р.

18. Fusco, Janson 1980 – Fusco P., Janson H.W. The Romantics to Rodin: French nineteenth-century sculpture from North American collections. Los Angeles, Calif.: Los Angeles County Museum of Art; N. Y.: G. Braziller, 1980. 368 р.

19. Garb 1994 – Garb T. Sisters of the Brush: Women’s Artistic Culture in Late Nineteenth-Century Paris. New Haven and L.: Yale Univ. Press, 1994. 207 р.

20. Gold, Fizdal 1991 – Gold A., Fizdal R. The Divin Sarah. A life of Sarah Bernhardt. N. Y..: Alfred A. Knopf, 1991. 351 р.

21. Hammacher 1988 – Hammacher A.M. Modern sculpture: Tradition a. innovation. N. Y.: Abrams, 1988. 447 р.

22. Joannis 2000 – Joannis C. Sarah Bernhardt “Reine de l’attitude et princesse des gestes”. P..: Payot, 2000. 233 р.

23. Lippert 2014 – Lippert S.J. Jean-Léon Gérôme and Polychrome Sculpture: Reconstructing the Artist’s Hierarchy of the Arts // Dix-Neuf. 2014. Vol. 18. № 1. Р. 104–125.

24. Loyrette, Allard, Cars 2009 – Loyrette H., Allard S., Cars L. des. L’art français le XIX siècle (1819–1905) / Sous la dir. d’Henri Loyrette. P.: Flammarion, 2009. 615 р.

25. Morel 2023 – Morel G. Jouer, peindre, sculpter. Hors-série de connaissance des arts. P.: SFPA. 2023. 67 р.

26. Ockman, Silver 2005 – Ockman C., Silver K.E. Sarah Bernhardt. The art of high drama. N. Y.: Yale Univ. Press. New Haven, 2005. 232 р.

27. Papet 2018 – Papet E. Exposition La sculpture polychrome en France 1850–1910 au Musée d’Orsay: Extrait du dossier de presse. 2018. URL: http://hbdd.fr/files/expos/Expo%20La%20sculture%20polychrome.pdf (дата обращения 2 февраля 2024).

28. Peyramaure 2002 – Peyramaure M. La divine: Le roman de Sarah Bernhardt. P.: Le Grand livre du mois, 2002. 474 р.

29. Rheims 1977 – Rheims M. La sculpture au XIX-e siècle. P.: Arts et métiers graphiques, 1977. 424 р.

30. Ruocco 2005 – Ruocco D. Sarah Bernhardt // Sarah Bernhardt: сonferenza 2002 / Università Popolaredi Monza, 2005. URL: https://www.academia.edu/45163603/Sarah_Bernhardt (дата обращения 2 июня 2023).

31. Selz 1963 – Selz J. Modern sculpture: origins and evolution. N. Y.: G. Braziller, 1963. 292 р.

32. Skinner 1968 – Skinner K.O. Madam Sarah. N. Y.: Dell Publishing Co, 1968. 356 р.

33. Wagner 1986 – Wagner A.M. Jean-Baptiste Carpeaux: sculptor of the Second Empire. New Haven: Yale Univ. Press, 1986. 328 p.

34. Wittkower 1979 – Wittkower R. Sculpture: processes and principles. Harmondsworth, Middlesex, Eng.: Penguin Books, 1979. 288 р


Рецензия

Для цитирования:


Кем Т.Е. Сара Бернар в скульптурных автопортретах и произведениях скульпторов – ее современников. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2024;(4):224-249. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-224-249

For citation:


Kem T.E. Sarah Bernhardt in sculptural self-portraits and works of sculptors – her contemporaries. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2024;(4):224-249. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-4-224-249

Просмотров: 38


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)