Воображая горожан: к проблеме формирования образа местного жителя
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-2-119-131
Аннотация
В фокусе статьи находится проблема формирования образа местного жителя в туристических практиках. Обосновывается, что продвижение туристической дестинации связано не только с коммерческими выгодами, но и всегда касается местного населения, его взаимодействия с туристами и приезжими. Тем не менее развитие туризма привело к определенной сепарации путешественников и местных жителей. Ввиду этого, возникает угроза возникновения у них социальных стереотипов и предвзятости в отношении друг друга. На материалах интервью раскрываются основные особенности туристических представлений о жителях Калининградской области. Во внешних оценках калининградцев обнаруживается дисбаланс между впечатлениями о них как о жителях фронтирной территории и как о жителях курортного города. Также отмечается, что во внешних представлениях находят слабое отражение трудовые, военные, культурные качества местного населения. Выявляются основные каналы и способы формирования образа местных жителей: создание специализированных туристических материалов, современных тематических музеев и экспозиций, инкорпорирование сюжетов о местном населении в городскую инфраструктуры и объекты услуг, их репрезентация в экскурсионном дискурсе. Несмотря на то, что в статье анализируется калининградский кейс, обладающий своей спецификой, предложенные пути конструирования положительно имиджа местного населения представляются актуальными и для других регионов.
Ключевые слова
Об авторе
Т. В. БелецкаяРоссия
Татьяна В. Белецкая
236016, Россия, Калининград, ул. Александра Невского, д. 14
Список литературы
1. Вирт 2005 – Вирт Л. Избранные работы по социологии: Сборник переводов. М.: ИНИОН РАН, 2005. 243 с.
2. Линднер 2017 – Линднер Р. Текстура, воображаемое, габитус: ключевые понятия культурного анализа в урбанистике // Собственная логика городов: новые подходы в урбанистике. М.: Новое литературное обозрение, 2017. С. 68–77.
3. Пенкина, Чернявская 2021 – Пенкина Н.В., Чернявская О.В. Туризм как система социальной практики: социально-философский анализ // Вестник МГПУ. Серия «Философские науки». 2021. № 4 (40). С. 37–47.
4. Резвухина 2020 – Резвухина А.И. Изобретая прошлое: ландшафт как способ построения идентичности // Studia Culturae. 2020. № 46. С. 186–202.
5. Сологубов 2012 – Сологубов А.М. Переселенец как Homo scientis: эпистемологический аспект освоения Калининградской области // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2012. № 6. С. 39–46.
6. Черепанова 2006 – Черепанова Н.В. Путешествие как способ измерения культурного пространства // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2006. № 7. С. 65–71.
7. Шевченко, Белецкая 2024 – Шевченко И.О., Белецкая Т.В. Символический капитал места как констелляция социальных смыслов (на примере Калининградской области) // Социологические исследования. 2024. № 10. С. 116–128.
8. Anholt 2008 – Anholt S. Place branding: Is it marketing, or isn’t it? // Place branding and public diplomacy. 2008. № 1 (4). P. 1–6.
Рецензия
Для цитирования:
Белецкая Т.В. Воображая горожан: к проблеме формирования образа местного жителя. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2025;(2):119-131. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-2-119-131
For citation:
Beletskaya T.V. Picturing the urban residents. On the issue of forming the local dweller’s image. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2025;(2):119-131. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-2-119-131