К проблеме современного бытования традиционного искусства


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-2-102-111

Полный текст:


Аннотация

Произведения народных художественных промыслов с некоторого времени меняют территорию бытования, превращаясь из предметов с подчеркнутой утилитарной функцией в сувениры. Это противоречит их материальной сути и роли в контексте национальной духовной культуры. Традиционные изделия, изначально наделенные яркой и образной декоративностью, глубинными содержательными смыслами, воспринимаются как сувениры, вместе с тем декоративная функция этих вещей не может быть сведена к их сувенирному употреблению. Следует признать производство этих вещей особой формой промышленности, исходя из того, что декоративное богатство народного искусства не имеет ничего общего с украшательством. В СССР были разработаны и предприняты меры по сохранению этой материально-духовной деятельности, имеющей свои специфические особенности и в современных условиях развития нуждающейся в особой защите.

В СССР были предложены важные решения, направленные на развитие традиционного искусства: сохранение кустарных промыслов и артелей, институционализация традиционного искусства в рамках Союза художников СССР, специальные меры по поддержке научного творчества и комплексное исследование народного творчества специализированными организациями. Распад советской системы народных художественных промыслов, производства, утрата преемственности в развитии традиционного искусства привели к неуклонному падению художественного качества изделий и размыванию профессиональных критериев в области народных промыслов, а также к разрыву преемственности как художественных, так и научных школ.

В статье дан анализ происходящих в последние десятилетия в этой области процессов, высказана необходимость возврата к профессиональным методам руководства отраслью, воспитанию специалистов, понимающих роль сохранения традиционной культуры, что, в свою очередь, без закрепления этого в законодательной базе невозможно. Исходя из подробного изучения советского опыта, можно дать ряд рекомендаций по качественному развитию народных промыслов. Это законодательная охрана промыслов и недопущение контрафакта, проведение фестивалей и семинаров для обмена опытом, искусствоведческая экспертиза работы мастерских и более широкое привлечение художников к промысловой работе, подразумевающее и критическое принятие их стилистических поисков как необходимой части развития народных промыслов.


Об авторе

Р. Р. Мусина
Московская Государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова
Россия

Доктор искусствоведения.

125080, Москва, Волоколамское шоссе, д. 9



Список литературы

1. Декрет ВЦИК и СНК «О мерах содействия кустарной промышленности» от 25.04.1919 // Правовая Россия. URL: http://lawru.info/dok/1919/04/26/n1205969.htm (дата обращения 19 июля 2017).

2. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л., 1967. 319 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мусина Р.Р. К проблеме современного бытования традиционного искусства. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018;(2):102-111. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-2-102-111

For citation: Musina R.R. Тоwards an issue of contemporary functioning of traditional art. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2018;(2):102-111. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-2-102-111

Просмотров: 29

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)