В.В. Стасов в восприятии русской художественной критики второй половины ХIX – начала ХХ века


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-4-51-60

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматриваются проблемы, связанные с новым этапом эволюции русского искусства на рубеже XIX – начала ХХ в. и отражением этих процессов в русской художественной критике. Анализ поздних статей известного художественного критика и публициста В.В. Стасова, как и полемика с ним представителей объединения «Мир искусства», позволяют отметить серьезные противоречия в понимании методов оценки качества произведения искусства. При этом ранний период деятельности Стасова также вызывал острую реакцию приверженцев «чистого искусства» в лице Н.А. Рамазанова и А.А. Фета, чья эстетическая позиция оказалась неожиданно близка молодым деятелям русской художественной культуры начала ХХ в. Чрезвычайно показательный материал представляет в этом смысле программная критическая статья Степана Петровича Яремича «Передвижническое начало в русском искусстве». Молодой художественный критик аргументированно усматривает истоки стасовской позиции в традиции европейской художественной критики эпохи Просвещения. Актуальность рассматриваемой тематике придает факт активного использования публицистического подхода к оценке произведений искусства в ХХ веке, а также демонстрация ее определенной реинкарнации в наши дни. В связи с этим поставлен вопрос и об ответственности художественного критика как перед современным читателем, так и перед историей искусства в целом.


Об авторе

О. B. Калугина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Ольга В. Калугина, доктор искусствоведения

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Лебедев А.К., Солодовников А.В. Стасов. М.: Искусство, 1982. 191 c.

2. Фёдоров-Давыдов А.А. В.В. Стасов и его значение как художественного критика // Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи. М.: Детская литература, 1984. 156 c.

3. Стасов В.В. Избранные сочинения: В 3 т. Живопись, скульптура, музыка. Т. 3. М.: Искусство, 1952. 888 c.

4. Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики XIX века. М., Искусство, 1990. 366 с.

5. Яремич С.П. Передвижническое начало в русском искусстве // Мир искусства. 1902. № 6. С. 19–25.

6. Дидро Д. Опыт о живописи // Дидро Д. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. М.; Л.: Гослитиздат, 1946. 640 с.

7. Рамазанов Н.А. Материалы к истории художеств в России. Статьи и воспоминания / сост., вступ. ст. и примеч. Н.С. Беляева. СПб.: Библиотека Российской академии наук, 2014. 781 с.

8. Молева Н.М., Белютин Э.М. Русская художественная школа второй половины XIX – начала ХХ века. М.: Искусство, 1967. 391 с.

9. Фет А.А. По поводу статуи г. Иванова на выставке Общества Любителей Художеств // Сборник: Издание Московского общества любителей художеств / под ред. А.С. Уварова. Том 1. [Единственный]. М., [в типографии Грачева и комп.], 1866. С. 74–92.

10. Калугина О.В. А.А. Фет и В.В. Стасов в полемике о понятии «чистого искусства» // Акимов С.С., Андреева Е.М., Ахметова Д.И., Блейксли Р.-П. Императорская Академия художеств в культуре Нового времени: Достижения. Образование. Личности. К 260-летию Академии художеств. М.: БуксМАРт, 2016. С. 120–123.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Калугина О.B. В.В. Стасов в восприятии русской художественной критики второй половины ХIX – начала ХХ века. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018;(4):51-60. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-4-51-60

For citation: Kalugina O.V. V.V. Stasov in the perception of Russian art criticism of the second half of the 19th – early 20th century. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2018;(4):51-60. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2018-4-51-60

Просмотров: 34

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)