ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ
Статья посвящена анализу полемики Декарта и Гоббса и ее последствий для современной философской мысли. Автор указывает, что здесь сработал особый механизм, который он называет «эффектом зеркала». Гоббсовская критика картезианского проекта, указывая на бессодержательность понятия «интеллекта» как отдельной мыслящей субстанции, в качестве альтернативы предлагает модель автономного, «самокорректирующегося» восприятия. Для демонстрации процесса такой «корректировки» Гоббс также обращается к феномену отражения – на этот раз отражения объекта восприятия на зеркальной поверхности. Однако дело не ограничивается простой иллюстрацией: как и в случае с рефлексией картезианского субъекта, зеркальное раздвоение не устранимо и носит структурный характер.
Таким образом, автор делает вывод, что на каком-то этапе мышление сталкивается с раздвоением перспективы познания и, как следствие, с невозможностью аутентичного выбора – либо на уровне субъекта (в картезианской рефлексии), либо на уровне постигаемого объекта (в теории познания Гоббса). И сама ситуация спора между Декартом и Гоббсом определяется не содержательными различиями, а является прямым следствием «эффекта зеркала».
Тем самым вся перспектива «развития философии после Декарта» ставится под вопрос: по сути, здесь не открывается поле для действительного новаторства, а имеет место функциональный сбой мышления, где каждый мыслитель вслед за Гоббсом вхолостую «отрабатывает» анти-картезианскую позицию в повторяющемся полемическом сценарии.
Впервые на русском языке исследуется «Заметка о Гегеле и Хайдеггере» Александра Кожева. Анализируется попытка Александра Кожева обосновать взаимную переводимость философии Гегеля и философии Хайдеггера. Изучены аргументы Кожева о единстве философии Гегеля-Хайдеггера, о проблемах гегелевских и хайдеггеровских текстов и их дополнительности. Аргументы о единой философии Гегеля-Хайдеггера сопоставлены с проблемой релятивизма мировоззрений и их происхождением из проблемного начала философии и возможности иного начала. Реконструируются принципы концептуального перевода, предпринятого Кожевом. Обосновывается антирелятивистская позиция универсальной рациональности в концептуальном переводе Кожева. Ключевые положения концептуального перевода Кожева сопоставляются с общими позициями гегельянства и критикой идеи «концептуальной схемы» Дональда Дэвидсона.
Настоящая статья посвящена анализу основных онтолого-эстетических понятий в теоретических работах С.Н. Дурылина 1920-х гг.: «realia», «realiora», «correspondences / соответствия», «specificum» и «символ». Показываются истоки такой терминологии; в частности, зависимость онтологических градаций в статьях С.Н. Дурылина 1920-х от терминосистемы работ Вяч. И. Иванова 1900–1910-х гг. и особенно – статьи «Две стихии в современном символизме» и дискуссии вокруг нее. Анализируется проблема типологизации категории «символ» в русской философской культуре Серебряного века.
Раскрывается взаимосвязь между латинизированными формами онтологических категорий, характерных для языковой культуры Серебряного века, – и классическими философскими терминами русского философского языка: такими как «бытие» и «небытие». Рассматривается дальнейшее развитие теории символа. Сопряжение понятий realia и specificum, с одной стороны, – и понятий realiora и ens realissimum, с другой стороны, переходящих в 1920–1930-е гг. из словаря средневековой схоластики в актуальный философский язык, с понятиями «телесного» и «духовного» (spiritual) – выявляют еще одно – антропологическое измерение категории символа, характерное в эти годы не только для русской, но и для всей европейской философской культуры.
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
В статье рассматриваются проблемы, связанные с новым этапом эволюции русского искусства на рубеже XIX – начала ХХ в. и отражением этих процессов в русской художественной критике. Анализ поздних статей известного художественного критика и публициста В.В. Стасова, как и полемика с ним представителей объединения «Мир искусства», позволяют отметить серьезные противоречия в понимании методов оценки качества произведения искусства. При этом ранний период деятельности Стасова также вызывал острую реакцию приверженцев «чистого искусства» в лице Н.А. Рамазанова и А.А. Фета, чья эстетическая позиция оказалась неожиданно близка молодым деятелям русской художественной культуры начала ХХ в. Чрезвычайно показательный материал представляет в этом смысле программная критическая статья Степана Петровича Яремича «Передвижническое начало в русском искусстве». Молодой художественный критик аргументированно усматривает истоки стасовской позиции в традиции европейской художественной критики эпохи Просвещения. Актуальность рассматриваемой тематике придает факт активного использования публицистического подхода к оценке произведений искусства в ХХ веке, а также демонстрация ее определенной реинкарнации в наши дни. В связи с этим поставлен вопрос и об ответственности художественного критика как перед современным читателем, так и перед историей искусства в целом.
Статья посвящена белым изразцовым печам, входящим в отопительную систему уникального памятника – деревянного дворца в Останкино (1791–1798). Они отличаются особенностями декора, который свидетельствуют о выборе заказчика в пользу классического образа одного из важнейших элементов интерьеров усадьбы. Выявленные аналоги дают основание предположить местом изготовления печей Останкинского дворца фабрику Конради в Петербурге. В пользу этого свидетельствует не только их сходство с печами петербургских дворцов, но и круг их заказчиков, принадлежавших к высшим слоям общества. В сходстве печей виден хорошо известный механизм подражания престижному (в частности, царскому) оформлению быта.
Первый в России искусствоведческий центр – Институт истории искусств – был организован меценатом и искусствоведом графом В.П. Зубовым в собственном особняке как частное учреждение. Открытый 2(15) марта 1912 года, Институт уже к концу первого года своего существования объявил набор постоянных слушателей на Курсы искусствоведения. В 1916 году Институт был зарегистрирован в Министерстве народного образования как научно-учебное заведение и таким оставался постоянно. Курсы же превратились в Высшие государственные курсы искусствоведения. На Курсах было четыре факультета, которые курировались соответствующими Отделами научных сотрудников, – факультеты истории изобразительных искусств, истории музыки, истории словесных искусств и истории театра. Курсы получили статус высшего искусствоведческого образования.
Автор рассматривает закономерные и случайные импульсы (в том числе контакты с немецким Обществом друзей Новой России), причудливое сочетание которых привело сначала к серьезной подготовке, а затем к проведению первых комплексных искусствоведческих экспедиций сотрудников Государственного института истории искусств на Русский Север. Беспрецедентные по масштабу и типу полевой работы экспедиции в течение шести лет (1926–1931) охватили несколько ключевых зон Русского Севера: Заонежье, Пинегу, Мезень, Печору. Материалы экспедиций Института до сих пор разрабатываются исследователями, а часть участников экспедиций, впервые занявшихся сбором и записью фольклора: Е.В. Гиппиус, З.В. Эвальд, А.М. Астахова, Н.П. Колпакова и некоторые др. – стали классиками отечественной науки.
СОЦИОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
На основе данных, полученных в 2018 г., анализируется влияние неформальной занятости на политические ориентации, официального и неофициального трудоустройства – на оценку политической ситуации, политическую компетентность и политическую активность, доверие к политическим институтам1. Неформально занятые выказывают больший уровень критичности в оценках политической ситуации, меньший уровень политической активности и участия, доверия к политическим институтам в сравнении с официально трудоустроенными на длительный срок. Неформально занятые демонстрируют больший уровень отчуждения от политики государства как на уровне реального участия, так и на уровне политического интереса и компетентности в данной сфере. Такая позиция может быть выражением определенного недовольства своим положением и возможной реакцией граждан на неспособность или невозможность государства обеспечить социальные гарантии в сфере труда и занятости.
В статье предлагается методологический подход, с позиций которого феномен интеллигенции рассматривается как особая политическая субкультура, определяемая институциональной спецификой российского общества. Основное внимание уделяется двум вопросам: насколько интеллигенция соотносится с внешней институциональной средой и в какой степени от нее зависит само институциональное пространство общества?
В данной статье рассматривается проблема вытеснения медицинских кадров из государственной медицины. Основное внимание автор акцентирует на двух наиболее существенных событиях – оптимизации здравоохранения и пенсионной реформе. Обосновывается мысль о том, что политика государства в области здравоохранения в части регулирования кадровой политики не продумана и противоречива. С одной стороны, престиж медицинской профессии в нашей стране в последние годы значительно вырос, но с другой стороны, получение узкой врачебной специальности становится все более недоступным для большинства граждан России. Ситуация осложняется насильственным и повсеместным сокращением медицинских работников в государственных медучреждениях. Как результат – в ряде регионов уже сегодня прослеживается значительная нехватка медицинских кадров, а в сельской местности показатели по обеспеченности населения медперсоналом на 40% ниже, чем в целом по стране. Социальный протест, охвативший Россию и спровоцированный пенсионной реформой и ростом цен и налогов, подкрепился врачебным протестом, который впервые обрел форму публичных акций: медики стали объединяться в профессиональные ассоциации и открыто заявлять о нарушении своих прав. Инициативы государства по оптимизации расходов на здравоохранение и пенсионное обеспечение граждан стали ключевой угрозой доступности медицинской помощи в нашей стране.
В статье рассматриваются преимущества и ограничения применения метода онлайн-опроса при изучении детско-подростковой аудитории описываются особенности и области применения метода.
РЕЦЕНЗИИ
В рецензии представлен обзор первой и на сегодняшний день единственной биографии Ж. Деррида авторства Бенуа Петерса (Петерс Б. Деррида / пер с фр. Д. Кралечкин. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 640 с.). Автор рецензии демонстрирует значимость этого издания, проливающего свет на доселе неизвестные страницы жизни и творчества известного французского философа, обращая внимание как на очевидные удачи биографа, так и на «белые пятна», по-прежнему ускользающие от пытливого взгляда исследователя наследия и жизни Деррида.
В рецензии предпринята попытка осмысления самой возможности письма о пишущем, биографирования того, кто сам себя биографировал и архивировал, при этом трансформировав сам образ биографии, архива, письма, воспроизводства себя на письме. Нейтральный и ничем не выделяющийся стиль биографа Деррида представлен и как неизбежный ход, и как прием – попытка высветить «другого», биографируемого, и как очередной уход от вызова-призыва Деррида: деконструировать как самого автора деконструкции как термина, приема и неологизма, так и контексты, жанры, категории, в которые заведомо вписано восприятие философа, его жизни и «метода».
ISSN 2073-6401 (Online)