Преодоление апории времени во «Времени и рассказе» Поля Рикёра. Часть I
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-1-20-30
Аннотация
В статье рассматривается решение апории времени в третьем томе «Времени и рассказа» Поля Рикёра. Рассматривается постановка проблемы – с точки зрения Рикёра, феноменологические дескрипции недостаточны для конституирования объективного времени, исходя из времени сознания. Эту проблему решает поэтика нарратива. Рикёр выделяет следующие приемы, связывающее объективное и психологическое время: календарь, смена поколений, архив, документ, след. В рамках настоящей статьи разбирается только первый приём. Подход Рикёра основан на двух предпосылках. Во-первых, субъектом и объектом истории для него является прежде всего человек; одним из основных качеств человека является способность рассказывать. Во-вторых, время не существует в отрыве от человеческого рассказа и является человеческим измерением.
Календарь является формой человеческого отношения ко времени. С одной стороны, он основывается на мифе и ритуале, они обуславливают изначальную связанность космологического и человеческого времени. С другой стороны, календарь основывается на астрономическом и феноменологическом времени – от одного он берет привязанность дат к движению небесных тел, а от другого заимствует понятие настоящего (сегодня). Он не сводится только к этим условиям, но обладает собственной ключевой чертой. Календарь организует историческое время вокруг «осевого момента», особого события, по отношению к которому упорядочиваются другие события.
В заключении ставятся вопросы к теории Рикёра: поскольку нарратив может быть сам обусловлен невербальным, является ли его анализ достаточным для решения этой проблемы? Не элиминируется ли апория на уровне изначальной предпосылки: время не существует без нарратива?
Об авторе
Ф. А. ДокучаевРоссия
Федор А. Докучаев, аспирант
125993, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Аристотель. Физика // Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1981. С. 59–262.
2. Молчанов В.И. Феномен пространства и происхождение времени. М.: Академический проект, 2015. 277 с.
3. Ricoeur P. Le temps et le récit. T. 3. Paris: Édition du Seuil, 1985. 432 p.
4. Рикёр П. Существование и герменевтика // Рикёр П. Конфликт интерпретаций. М.: Академический проект, 2008. С. 39–66.
5. Вдовина И.С. Поль Рикёр: На «Елисейских полях» философии. М.: Канон+: РООИ Реабилитация, 2019. 288 с.
6. Рикёр П. Время и рассказ. Т. 1. Интрига и исторический рассказ. М.; СПб.: Университетская книга, 1998. 313 с.
7. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии. М.: Дело, 2018. 736 с.
8. Benveniste E. Le langage et l’expérience humaine // Problèmes du langage. Paris: Gallimard, 1966. P. 3–13.
Рецензия
Для цитирования:
Докучаев Ф.А. Преодоление апории времени во «Времени и рассказе» Поля Рикёра. Часть I. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019;(1):20-30. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-1-20-30
For citation:
Dokuchaev F.A. Overriding an aporia of time in Paul Ricoeur’s “Time and Narrative”. Part One. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2019;(1):20-30. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-1-20-30