Советская живопись большого стиля в неофициальной русской поэзии


https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-4-123-137

Полный текст:


Аннотация

В независимой русской поэзии описание произведений «большого стиля» социалистического реализма не сводилось к пародированию в духе соц-арта. Наоборот, эти произведения воспринимались серьезно, как факт социального сознания. Но из их востребованности пропагандой и при этом невостребованности публикой, к тому времени предпочитавшей ценности частной жизни, делался эстетический вывод о том, что описательная поэзия способствует смене установки, отказу от «естественной установки» в пользу социальной рефлексии. В статье доказывается, что основой такой смены установки оказывалась отрицательная (апофатическая) корреляция между пониманием миссии поэта или художника и реальным функционированием вещей в советской повседневности. Неудача советской утопии понималась тогда как доказательство невозможности положительной корреляции между энтузиазмом поэта и трудовым энтузиазмом его публики. Внимание к деталям произведений большого стиля дополняет внимание к декоративно-прикладному искусству, которое выстраивало идеал медитирующего поэта. Здесь поэт оказывается разделяющим общую судьбу, в том числе способность к трагическим размышлениям, с поэтами советского времени. В ходе исследования удалось найти ряд источников образности этой поэзии в действительных живописных произведениях и произведениях декоративно-прикладного искусства, а также в высказываниях самих советских художников и теоретиков, благодаря чему были прояснены отдельные сюжеты.


Об авторе

А. В. Марков
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Александр В. Марков, доктор филологических наук, профессор

125993, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Богданов 2018 – Богданов К.А. Бытовой жанр и его роль в деле коммунистического воспитания // Новое литературное обозрение. 2018. № 4 (152). С. 24–33.

2. Горбунова 2017 – Горбунова В.В. Образы артистов МХАТа им. М. Горького в серии портретов А.И. Лактионова // Месмахеровские чтения–2017. Санкт-Петербург: СПГХПА им. А.Л. Штиглица, 2017. С. 94–99.

3. Житенев 2019 – Житенев А.А. Апология свободы в переписке художников с журналом «А-Я» // Артикульт. 2019. № 35 (3). С. 82–90.

4. Кривулин 1988 – Кривулин В.Б. Галерея [с автокомментарием] // Родник. 1988. № 7 (19). С. 17–22.

5. Кукулин 2017 – Кукулин И. Новая логика: о переломе в развитии русской культуры и общественной мысли 1969–73 годов // Toronto Slavic Quaterly. 2017. № 61. С. 1–18 (отдельная пагинация).

6. Марков 2019 – Марков А.В. Интермедиальные контексты мотива герба в лирике Виктора Кривулина // Неофилология. 2019. Т. 5. № 18. С. 193–201.

7. Памятники 1970 – Памятники мировой эстетической мысли (История эстетики): В 5 т. Т. 5. М.: Академия художеств СССР, 1970. 682 с.

8. Романов 2018 – Романов А.А. Алфавит и функции телесного кода в лирике Елены Шварц // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2018. Т. 18. № 4. С. 459–462.

9. Савицкий 2002 – Савицкий С.А. Андеграунд (История и мифы ленинградской неофициальной культуры). М.: Новое литературное обозрение, 2002. 223 с.

10. Седакова 1996 – Седакова О.А. Другая поэзия // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 233–242.

11. Стратановский 1993 – Стратановский С.Г. Стихи. СПб.: Ассоциация «Новая литература», 1993. 128 с.

12. Цаценко 2015 – Цаценко Л.В., Цаценко Н.А. Советский фарфор как ресурс информации в курсе «История и методология научной агрономии» // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. № 109. С. 500–511.

13. Шварц 2018 – Шварц Е.А. Войско. Оркестр. Парк. Корабль. Четыре машинописных сборника / Сост., комм., вступ. ст. А. Шеля, П. Успенский. М., 2018. 336 с.

14. Шмитт 2019 – Шмитт А.Б. Функция концептов ВОСТОК и ЗАПАД в поэзии Ольги Седаковой и Елены Шварц // Критика и семиотика. 2019. № 1. С. 93–107.

15. Zitzewitz 2016 – Zitzewitz, J. von. Poetry and the Leningrad Religious-Philosophical Seminar 1974–1980: Music for a Deaf Age. New York: Routledge, 2016. 233 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Марков А.В. Советская живопись большого стиля в неофициальной русской поэзии. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2019;(4):123-137. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-4-123-137

For citation: Markov A.V. Soviet painting of the big style in the unofficial Russian poetry. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2019;(4):123-137. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2019-4-123-137

Просмотров: 11

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)