Архитектурный монумент в честь Данте Алигьери и «Божественной комедии» художника Чезаре Лауренти
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-2-106-117
Аннотация
В статье впервые в отечественной науке рассматривается архитектурный проект монумента в честь средневекового итальянского поэта Данте Алигьери, задуманный художником Чезаре Лауренти в начале двадцатого столетия и так никогда не осуществленный. Одной из главных особенностей данного произведения являлся тот факт, что моделью для памятника послужил проект мавзолея, приписываемый Леонардо да Винчи. Автор статьи исследует культурный контекст, в котором работал Чезаре Лауренти, повлиявший на выбор им как темы, так и способов ее художественного воплощения. Отдельное внимание уделяется идеологическим трансформациям, которые проект претерпел со временем.
Ключевые слова
Об авторе
И. Б. ЕмельяноваРоссия
Емельянова Ирина Б.,кандидат культурологии
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Емельянова 2020 – Емельянова И.Б. Культ Данте Алигьери и культура Италии первой трети XX века. М.: РГГУ, 2020.
2. Йейтс 2007 – Йейтс Ф. Искусство памяти. СПб.: Фонд поддержки науки и образования «Университетская книга», 2007. 480 с.
3. Bellini 2017 – Bellini A. Luca Beltrami e il cenacolo di Leonardo // Raccolta Vinciana. 2017. № 37. P. 171–208.
4. Beltrami 2010 – Cesare Laurenti (1854–1936) a cura di C. Beltrami. Treviso: Zel Edizioni, 2010.
5. Beltrami 2011 – Beltrami C. Il monumento a Dante di Roma: un progetto di Cesare Laurenti // Querci E. Dante vittorioso: il mito di Dante nell’Ottocento. Torino: Allemandi, 2011. P. 149–155.
6. Catturini 2014 – Catturini C. La Sala delle Asse di Luca Beltrami: alcuni riscontri documentari dalle commissioni di Ludovico Maria Sforza ai restauri novecenteschi // Luca Beltrami (1854–1933). Storia, arte e architettura a Milano. Cinisello Balsamo: Silvana Editoriale, 2014. P. 211–219.
7. De Rossi – De Rossi L. Cesare Laurenti e l’edificio della “nuova” Pescheria a Venezia (1901–1907) // Arte documento. 2015. № 31. P. 180–189.
8. Laurenti 1990 – Laurenti C., Scritti d’arte (1890–1936), a cura di A. Laurenti. Ferrara: Liberty House, 1990. 160 с.
9. Marani 2014 – Marani P.C. Gli studi su Leonardo di Luca Beltrami // Luca Beltrami (1854–1933). Storia, arte e architettura a Milano. Cinisello Balsamo: Silvana Editoriale, 2014. P. 97–105.
10. Marinelli 1961 – Marinelli G. Il codice Vallardi e i disegni di Pisanello al Louvre (verso una nuova attribuzione?) // Emporium. 1961. № 133. P. 251–259.
11. Ossola 2012 – Ossola C. Introduzione alla Divina Commedia. Venezia: Marsilio, 2012.
12. Rubaltelli 1991 – Rubaltelli L. Il ciclo pittorico di Cesare Laurenti nell’albergo Storione di Padova // Ricerche di storia dell’arte. 1991. № 45. P. 85–92.
13. Scardino 1983 – Scardino L., Opere e documenti “ferraresi” di Cesare Laurenti // Bollettino di Notizie e ricerche da archivi e biblioteche. 1983. № 6. P. 111–125.
14. Torresi 1991 – Torresi A.P. L’Ottocento da riscoprire, il ricettario di un artista eclettico. Cesare Laurenti // Kermes. 4.1991. 10. P. 47–50.
15. Tosi 2017 – Tosi L. Fortuna e diffusione novecentesca del motivo vinciano della Sala delle Asse del Castello Sforzesco di Milano. Prima parte // Rassegna di Studi e di Notizie. Vol. 39. a. XLIII, 2017. P. 13–34.
Рецензия
Для цитирования:
Емельянова И.Б. Архитектурный монумент в честь Данте Алигьери и «Божественной комедии» художника Чезаре Лауренти. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021;(2):106-117. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-2-106-117
For citation:
Emel’yanova I.B. The architectural monument to Dante Alighieri and to the “Divine Comedy” by the artist Cesare Laurenti. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2021;(2):106-117. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-2-106-117