Из истории организации Императорской академии живописи династии Цин
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-2-133-153
Аннотация
В настоящее время известно немало сведений о придворных художниках и придворном искусстве периода правления цинской династии (1636–1912), но имеются лишь обрывочные сведения относительно самой художественной академии при дворе, при которой работали художники и мастера. В статье предпринимается попытка систематизировать сведения о функционировании придворной художественной структуры на протяжении 276 лет существования династии, поскольку в исторических документах не значится как таковой единой постоянной художественной организации. Со сменой правителя место деятельности придворных художников тоже менялось, сведения об этих структурах очень скудны. В статье выделяются три этапа в функционировании придворной художественной структуры, дается попытка описать принципы зачисления в академию, различия в рангах и оплате труда, описывается характер вознаграждения и наказания придворных художников, вводится новая терминология.
Ключевые слова
Об авторе
Н. Г. СураеваКитай
Сураева Наталья Г., кандидат искусствоведения, доцент
провинция Хэнань, Кайфэн, 475001
Список литературы
1. Кравцова 2004 – Кравцова М.Е. Мировая художественная культура. История искусства Китая: Учебное пособие. СПб.: Лань: Триада, 2004. 960 с.
2. Кравцова 2010 – Кравцова М.Е. Хуа-юань // Духовная культура Китая: Энциклопедия: в 5 т. Т. 6 (дополнительный): Искусство. М.: Восточная лит-ра, 2010. С. 755–758.
3. Чжан 2008 – Чжан Аньчжи. История китайской живописи. Ростов н/Д.: Феникс; Краснодар: Неоглори, 2008. 350 с.
4. Clunas 2009 – Clunas Craig. Art in China. Oxford History of Art. New York: Oxford University press, 2009. 276 p.
5. Li 2012 – Li Shi. Zijin danqin: qinggong huihuade chuangzuo yu shoucang. Beijing: Zhongguo guoji guangbo chubanshe, 2012. 257 p.
6. Nie 2010 – Nie Chongzheng. Qinggong huihua yu xihua dongjian. Beijing: Zijincheng chubanshe, 2010. 299 p.
7. Siren 1958 – Siren O. Chinese painting: leading masters and principles. Part II. Vol. V. The later Ming and leading Ch’ing masters. New York: The Ronald Press Company, London: Lund Humphries, 1958. 280 p.
8. Sullivan 2008 – Sullivan M. The Arts of China. Berkeley and Los Angeles: University of California Press, California; London: University of California Press, Ltd, England. 2008. 353 p.
9. Wang 2010 – Wang Bomin. Zhonggguo huihua tongshi. Vol. 2. Beijing: shenghuo, dushu, xinzhi sanlian shudian, 2010. 667 p.
10. Watson, Ho 2007 – Watson W., Ho Chuimei . The Arts of China after 1620. Yale University Press. Pelican History of Art. New Haven and London, 2007. 274 p.
11. Yang 1985 – Yang Boda. Qingdai huayuanguan // Gugong bowuyuan qikan. 1985. Vol. 29 (3). P. 54–67.
12. Yang 1993 – Yang Boda. Qingdai huayuan. Beijing: Zijincheng chubanshe, 1993. 253 p.
13. Yang 2011 – Yang Qi. Ni neng dudongde zhongguo meishushi. Beijing: Zhonghua shuju, 2011. 424 p.
14. Zhu 2001 – Zhu Jiajin. Qingdai yuanhua mantan // Gugong bowiyuan yuankan. 2001. Vol. 97 (5). P. 1–6.
Рецензия
Для цитирования:
Сураева Н.Г. Из истории организации Императорской академии живописи династии Цин. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021;(2):133-153. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-2-133-153
For citation:
Surayeva N.G. From the history of the foundation of the imperial academy of painting during the Qing dynasty. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2021;(2):133-153. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2021-2-133-153