Феноменологическое эпохе: безмятежность или отчаяние
Abstract
В статье рассматривается вопрос о мирской мотивации и аффективном характере феноменологического эпохе. Предпринята попытка показать, что, несмотря на то, что эпохе у Гуссерля выступает методической операцией, призванной приостановить заинтересованность миром – как аффективную, так и, прежде всего, ту, которая заключается в наивной вере в независимое от сознания существование мира – оно, как и скептическое эпохе, неразрывно связано со стремлением достичь определенного аффективного состояния, а именно состояния безмятежности, и мотивировано мирскими интересами, которые оно, в то же время, ретроактивно снимает. Благодаря этому эпохе становится опытом радикальной аффективной вовлеченности в мир как таковой. В первой части статьи демонстрируется, что в классическом описании процедуры эпохе, данном в § 31-32 I тома «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии», Гуссерль мотивирует эпохе не теоретическими, а экзистенциально-практическими соображениями. Эпохе должно позволить тому, кто его практикует, достичь совершенной свободы по отношению к миру. Показано, что эта свобода есть не что иное, как феноменологически понятая безмятежность или атараксия. Во второй части статьи эксплицируется связь эпохе с естественным интересом к миру. Свобода не исчерпывает мотивацию эпохе, поскольку эпохе, по Гуссерлю, можно подвергнуть только то, что может быть модализировано – дано как сомнительное, несуществующее, возможное и т.п. Поэтому эпохе мотивируется также модализируемостью мира. Но модализируемость мира предполагает первоначальный интерес к существованию мира, который эпохе как раз должно вывести из игры. Благодаря эпохе этот интерес раскрывается как интерес, который невозможно реализовать. Таким образом, аффективный характер эпохе заключается не только в безмятежности, но и в отчаянии, представляющем собой отказ от надежды на реализацию мирских интересов и снимающем их задним числом. В противоположность естественному опыту эпохе как безмятежность и отчаяние есть подлинная аффективная вовлеченность в мир как мир.
About the Author
Михаил БелоусовRussian Federation
References
1. References
2. Chernavin G. (2021). Filosofiya trollya: fenomen platnykh botov [Philosophy of troll: the
3. phenomenon of sockpuppets]. Moscow: RIPOL klassik.
4. Khel’d, K. (2008). Khaidegger i printsip fenomenologii [Heidegger and the principle of
5. phenomenology]. Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii. Tom I. [Annual for
6. phenomenological philosophy. Volume I]), 2008, pp. 190-220.
7. Mel’nikov S.A. (2010), Antichnye istoki termina «̓εποχή» [The antique origins of the term
8. «̓εποχή»] // Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii. Tom II [Annual for
9. phenomenological philosophy. Volume II], 2010, pp. 332-348.
10. Richir M. (2015) Kommentariy k “Fenomenologii estetichekskogo soznaniya“ [A commentary on
11. „The phenomenology of aesthetic consciousness“] // Ezhegodnik po fenomenologicheskoi
12. Ezhegodnik po fenomenologicheskoi filosofii. Tom IV [Annual for phenomenological
13. philosophy. Volume IV], 2015, pp. 316-331.
14. Savin A.E. (2013) O ponyatiyakh epokhe i redukcii v “Ideyakh I” Edmunda Gusserlya [On the
15. concepts of epoche and reduction in Edmund Husserl’s “Ideas I”] // Izvestiya Uralskogo
16. federalnogo universiteta [Ural Federal University Journal] №2. 2013, pp. 19-32.
17. Sekst Empirik (1976). Tri knigi pirronovykh polozhenii [Pyrrhoniae hypotyposes] //
18. Sekst Empirik. Sochineniya v dvykh tomakh [Collected works in two volumes]. Moscow:
19. Mys’l, pp. 205-380.
20. Yampolskaya, A. (2018). Iskusstvo fenomenologii [The art of phenomenology]. Moscow:
21. RIPOL klassik.
Review
For citations:
. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(1).