Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Восприятие иностранцами русского изобразительного искусства в XVI–XVII столетиях

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-112-124

Аннотация

Рассматриваются общие подходы к восприятию иностранцами русского изобразительного искусства в средневековой России с конца XV по XVII в. Восстановление единого русского государства открывало широкие возможности для разнообразных контактов с европейскими странами. Приезжавшие из Европы в Россию с различными миссиями представители разных стран формировали свое представление о незнакомом им государстве, в том числе о его художественной культуре. Изобразительное искусство редко попадало в сферу внимания путешественников, которых из-за вероисповедания, как правило, не допускали в православные храмы. В результате складывались устойчивые стереотипы о низком художественном качестве икон и об отношении русских к ним как объектам языческого поклонения. Только немногие из путешественников, получавшие прямой доступ к лучшим произведениям и соответствующие пояснения, могли по достоинству оценить художественные достоинства икон как произведений искусства. Наряду с иконами, по свидетельству зарубежных авторов, уже начиная с конца XV в. начинают входить в обиход и портретные изображения. Несмотря на разные основы и традиции древнерусского и европейского искусства, тесное взаимодействие стран неминуемо приводило к общему пониманию задач и форм художественного творчества.

Об авторе

В. Д. Черный
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Валентин Д. Черный, доктор культурологии, профессор

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Бобров 1995 – Бобров Ю.Г. Основы иконографии древнерусской живописи. СПб.: Мифрил, 1995. 256 с.

2. Бусева-Давыдова 2008 – Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. М.: Индрик, 2008. 364 с.

3. Лепахин 2005 – Лепахин В. Икона и иконопочитание глазами русских и иностранцев. М.: Паломник, 2005. 477 с.

4. Успенский 1973 – Успенский Б.А. ≪Правое≫ и ≪левое≫ в иконописном изображении // Сборник по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С. 137–145.

5. Успенский 1989 – Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М.: Московский Патриархат, 1989. 474 с.

6. Хорошкевич 1980 – Хорошкевич А.Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV – начала XVI в. М.: Наука, 1980. 294 с.

7. Флоренский 1993 – Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 340 c.


Рецензия

Для цитирования:


Черный В.Д. Восприятие иностранцами русского изобразительного искусства в XVI–XVII столетиях. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(3):112-124. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-112-124

For citation:


Chernyi V.D. Foreigners’ perception of Russian artwork in the 16th–17th centuries. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(3):112-124. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-112-124

Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)