Социальная идентичность как результат неформальных взаимодействий «свой/чужой»
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-2-73-83
Аннотация
В статье предлагается концептуальная интерпретация феномена социальной идентичности сквозь призму дихотомии «свой/ чужой». Авторы утверждают, что институционально конструируемая модель идентичности, распространяемая на все общество, не обеспечивает ее устойчивости, поскольку во многом подчинена конъюнктуре и сиюминутным нуждам политической и корпоративной элиты. Идентификационные маркеры, которые осознаются людьми самостоятельно и транслируются на основе локального социального опыта, т. е. посредством неформальных коммуникаций, более прочно закрепляют понимание того, кто такие «мы» и «они», чем «мы» отличаемся от «чужих». В пространстве этих полюсов маркируются ценности и смыслы, создаются мотивационные комплексы и установки, утверждаются культурные, политические и другие различия.
Предлагаемая авторами концептуализация феномена идентичности открывает путь к пониманию практик воспроизводства дискурсов идентичности в процессах воздействия на общественное сознание и продвижения групповых интересов.
Ключевые слова
Об авторах
В. Ф. ЛевичеваРоссия
Валентина Ф. Левичева, доктор философских наук, профессор
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
С. Л. Диманс
Россия
Сергей Л. Диманс, кандидат экономических наук, доцент
140033, Московская обл., пос. Малаховка, ул. Шоссейная, д. 33
Список литературы
1. Андерсон 2016 – Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М.: Кучково поле, 2016. 416 с.
2. Барт 2006 – Барт Ф. Введение // Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий: Сборник статей / Под ред. Ф. Барта. М.: Новое издательство, 2006. С. 9–49.
3. Кропотов 2006 – Кропотов С.Л. Сцена террора в культурных войнах: проблемы воображаемой общности и политики идентичности // Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2006. С. 215–234.
4. Латур 2014 – Латур Б. Пересборка социального. Введение в акторно-сетевую теорию. М.: Издат. дом Высшей школы экономики, 2014. 384 с.
5. Поршнев 1979 – Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. Изд. 2-е, доп. и испр. М.: Наука, 1979. 236 с.
6. Фуко 2006 – Фуко М. Интеллектуалы и власть. М.: Праксис, 2006. 320 с.
7. Castells 2010 – Castells M. The Power of Identity: The Information Age, Society, and Culture. Vol. II. 2nd ed. with a New Preface. Malden (MA), Oxford (UK), Chichester (UK): Wiley-Blackwell, 2010. 584 p.
8. Melucci 1996 – Melucci A. Challenging Codes: Collective Action in the Information Age. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1996. 441 p.
Рецензия
Для цитирования:
Левичева В.Ф., Диманс С.Л. Социальная идентичность как результат неформальных взаимодействий «свой/чужой». Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023;(2):73-83. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-2-73-83
For citation:
Levicheva V.F., Dimans S.L. Social identity as a result of informal interactions Friend or Foe. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2023;(2):73-83. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-2-73-83