Наследие В. Я. Проппа, киноведение и киноидентичность
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-4-121-131
Аннотация
Установленная В.Я. Проппом в «Исторических корнях волшебной сказки» (1946) историко-генетическая связь повествовательных структур сказок с обрядами посвящения стала важной вехой развития как гуманитарного знания вообще, так и науки о кино в частности. Мысль ученого о том, что композиция волшебной сказки восходит к обряду инициации и к сопровождающим ее мифам как источником жизненно важной информации, а в культурно-историческом контексте обрядовых практик первобытных обществ и самой жизнью, не менее значима, чем открытие линейного порядка синтагматического развертывания функций действующих лиц, составляющих инвариантный набор мотивов волшебной сказки, сделанного им в «Морфологии сказки» (1928). В статье на примере фильма Фрэнка Перри «Пловец» (1968) доказывается продуктивность обеих книг Проппа для развития киноведческого анализа как анализа киноидентичности.
Об авторе
В. А. КолотаевРоссия
Владимир А. Колотаев, доктор филологических наук, профессор
125047, Москва, Миусская площадь, д. 6
Список литературы
1. Каяткин 2000 – Каяткин А.А. У истоков сюжетологии // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2000. № 6 (22). С. 72–75.
2. Топоров 1998 – Топоров В.Н. Предыстория литературы у славян: Опыт реконструкции: Введение в курс истории славянских литератур. М.: РГГУ, 1998. 322 с.
Рецензия
Для цитирования:
Колотаев В.А. Наследие В. Я. Проппа, киноведение и киноидентичность. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023;(4):121-131. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-4-121-131
For citation:
Kolotaev V.A. The legacy of V.Ya. Propp, film studies and cinematic identity. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2023;(4):121-131. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-4-121-131