Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Динамика кинематографического образа в восприятии восточной ветви русской эмиграции

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-4-132-141

Аннотация

Русская эмиграция в Китае видела только массовый развлекательный кинематограф, но его клишированные сюжеты были использованы как фасад для развертывания горестных, трагических или трагикомических сюжетов, требующих иронического взгляда на привычные визуализации быта. Само историческое положение русской эмиграции потребовало превратить банальное в отправную точку трагического переживания. Как показывает рассмотрение предметно-тематических комплексов в литературе русского Китая, прежде всего, на примере творчества Александры Паркау, кинематограф мыслился как посредник между переживанием теней прошлого и восприятием современной эмигрантской жизни как ненадежной. Паркау реконструирует образ русского Рождества с его маскарадами, но также создает образ внезапных перемен в жизни русских эмигрантов в Китае. Приемы голливудского кино, как сюжетные, так и изобразительные, оказываются принципом, скрепляющим эти два образных порядка, которые нельзя совместить с помощью привычного нарратива.

Об авторах

А. А. Арустамова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия

Анна А. Арустамова, доктор филологических наук, профессор

614068, Пермь, ул. Букирева, д. 15



А. В. Марков
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Александр В. Марков, доктор филологических наук, профессор

125047, Москва, Миусская площадь, д. 6



Список литературы

1. Арустамова и др. 2021 – Через океан: Очерки литературы русской эмиграции в Китае и в США (1920–1930-е гг.): Монография / АА. Арустамова, Б.В. Кондаков, В.А. Филимонова, Хэ Тинтин; под ред. А.А. Арустамовой, Б.В. Кондакова. Пермь: Пермский гос. нац. исслед. ун-т, 2021. 152 с.

2. Бай 2021 – Бай С., Хисамутдинов А.А. Российско-китайский кинематограф в Харбине (первая половина ХХ века) // Диалоги о культуре и искусстве: Материалы XI Всерос. научно-практич. конф. (с междунар. уч.). Пермь, 14–16 октября 2021 г. Ч. 1. Пермь: Пермский гос. ин-т культуры, 2021. С. 11–15.

3. Рыкунов 2013 – Рыкунов Д.Э. Русский кинематограф в Харбине в 1900–1945 гг. // Известия Восточного института. 2013. № 1 (21). С. 51–60.

4. Светликова и др. 2021 – Светликова И., Кукушкина В., Юшин П., Фесенко М. Космология и возрождение на рубеже ХХ века: «Миры» Александра Блока // Философско-литературный журнал «Логос». 2021. Т. 31. № 5 (144). С. 141–164.

5. Янгиров 2010 – Янгиров Р.М. «Синефилы» и «антисинемисты»: Полемика русской эмиграции о кинематографе в 1920-х гг. (По страницам эмигрантской прессы) // Ежегодник Дома русского зарубежья им. А. Солженицына, 2010. М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, 2010. С. 345–362.


Рецензия

Для цитирования:


Арустамова А.А., Марков А.В. Динамика кинематографического образа в восприятии восточной ветви русской эмиграции. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023;(4):132-141. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-4-132-141

For citation:


Arustamova A.A., Markov A.V. Dynamics of the cinematic image in the perception of the eastern branch of the Russian emigration. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2023;(4):132-141. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-4-132-141

Просмотров: 92


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)