Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Вазомания в раннем Венсенне-Севре: стиль, цвет и форма. От рококо к неоклассицизму

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-2-91-107

Аннотация

В центре внимания данного исследования находится динамика вазовых форм, характерная для раннего этапа развития фарфоровой мануфактуры Венсенна-Севра (Королевской мануфактуры). Показывается, что фарфоровые вазы, выпущенные этой мануфактурой в первые пятнадцать лет их производства, являются яркой иллюстрацией зрелого французского рококо, его последующей трансформации и перехода к неоклассицизму. Акцент в исследовании базируется на анализе эволюции формы и цвета, характерных для раннего вазового искусства ВенсеннаСевра (1749–1764). Исследование проводится на широком культурном фоне: движение стиля от зрелого рококо через так называемый греческий вкус (goûtgrec) к неоклассицизму соотносится с развитием научного искусствознания, а также и с определяющими историю Франции политическими событиями, такими как Семилетняя война. Итогом исследования стал следующий вывод: первые вазы Венсенна-Севра – малофункциональные, сложных и сверхсложных форм, несущие скорее художественную, нежели утилитарную ценность, в середине XVIII столетия не только имели статус культурной иконы, но и представляли собой не что иное, как арт-объекты. Увлечение такими вазами можно охарактеризовать как вазоманию, особого рода моду, характерную для всего XVIII столетия.

Об авторе

Б. Л. Шапиро
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Бэлла Л. Шапиро - доктор культурологии, кандидат исторических наук, доцент.

125047, Москва, Миусская пл., д. 6



Список литературы

1. Апель 2005 – Апель К.О. Фарфор Севра // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. 2005. № 9 (30). С. 32–45.

2. Бирюкова, Казакевич 2005 – Бирюкова Н.Ю., Казакевич Н.И. Севрский фарфор XVIII века. Государственный Эрмитаж. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2005. 479 c.

3. Виленский 2018 – Виленский Я.Э. Европейский фарфор XVIII века как артефакт и арт-объект, или История компотьера // Актуальные проблемы теории и истории искусства. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 637–644.

4. Даниэль 2010 – Даниэль С.М. Рококо. От Ватто до Фрагонара. СПб.: Азбукаклассика, 2010. 330 c.

5. Иванов 2018 – Иванов Н.А. Орнамент: Герменевтика и глоссарий. М.: Этерна, 2018. 352 с.

6. Лихачёв – Лихачёв Д.С. Поэзия садов. К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М.: Согласие, 1998. 469 с.

7. Мак-Коркодейл 1990 – Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М.: Искусство, 1990. 245 c.

8. Шестаков 1993 – Шестаков В.П. Уильям Хогарт и английская эстетическая традиция XVIII века // Эстетика Хогарта и современность. М.: НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, 1993. С. 37–69.

9. Bellaigue 2009 – Bellaigue G. French Porcelain in the Collection of Her Majesty the Queen. Vol. 1. London: Royal Collection Trust, 2009. 429 p.

10. Collins 1998 – Collins P. Changing Ideals in Modern Architecture, 1750–1950. Montreal: McGill-Queen’s Press – MQUP, 1998. 308 p.

11. Elliott 2021 – Elliott A. Remarkable Design and Restoration: Investigations into a Pair of Sèvres Elephant-Head Vases // The Journal of the Walters Art Museum. 2021. Vol. 75. URL: https://journal.thewalters.org/volume/75/note/remarkabledesign-and-restoration/ (дата обращения 27.11.2023).

12. Ennès 1997 – Ennès P. Un défi au goût. Catalogue d’exposition. Paris: RMN, 1997.

13. Feray 1998 – Feray J. Architecture intérieure et décoration en France des origines à 1875. Berger-Levrault, 1988. 405 р.

14. Kisluk-Grosheide, Munger 2010 – Kisluk-Grosheide D., Munger J. The Wrightsman Galleries for French Decorative Arts. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2010. 272 р.

15. Koeppe 2012 – Koeppe W. Abraham and David Roentgen as Europe’s Principal Cabinetmakers. From Rococo Playfulness to Neoclassical Elegance // Extravagant Inventions. The Princely Furniture of the Roentgens. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2012. С. 3–15.

16. Martino 1973 – Martino P. Encyclopédie de la̕rt, peinture, sculpture, architecture. Vol. 5. Art classique et baroque. Paris: Éditions Lidis, 1973.

17. Monval 1918 – Monval J. Soufflot: sa vie, son oeuvre, son esthétique (1713–1780). Paris: Librairie A. Lemerre, 1918.

18. Ottomeyer 2004 – Ottomeyer H. Vasemania: Neoclassical Form and Ornament in Europe: Selections from the Metropolitan Museum of Art // Vasemania – Form and Ornament in Neoclassical Europe. New York: Yale University Press, 2004. Р. 15–29.

19. Paredes 2009 – Paredes L. Sèvres Then and Now: Tradition and Innovation in Porcelain, 1750–2000. Washington: Hillwood Museum and Gardens Foundation, 2009. 176 р.

20. Sassoon 1992 – Sassoon A. Vincennes and Sèvres Porcelain: Catalogue of the Collections. Los Angeles: Getty Publications, 1992.

21. Savill 1988 – Savill R. The Wallace Collection Catalogue of Sèvres Porcelain. Vol. 1. Vases. London: The Trustees of the Wallace Collection, 1988.

22. Sider 2005 – Sider D. The Library of the Villa Dei Papiri at Herculaneum. Los Angeles: Getty Publications, 2005. 132 р.

23. Wiechmann 2021 – Wiechmann С. Research into the Degradation of the Elements Inside the Cages of Two Birdcage Vases. MA Thesis. Amsterdam: University of Amsterdam, 2021.


Рецензия

Для цитирования:


Шапиро Б.Л. Вазомания в раннем Венсенне-Севре: стиль, цвет и форма. От рококо к неоклассицизму. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2024;(2):91-107. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-2-91-107

For citation:


Shapiro B.L. Vasomania in early Vincennes-Sèvres: style, color and shape. From Rococo to Neoclassicism. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2024;(2):91-107. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2024-2-91-107

Просмотров: 88


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)