Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Музыкальный мир. Феноменологический анализ

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-1-122-142

Аннотация

В статье вводится понятие музыкального мира в феноменологическом смысле слова. Любой мир имеет непосредственное отношение к субъекту, как и субъект к миру. Может быть физический мир, но и мир людей, и мысленный мир, и музыкальный мир. Одновременно субъект и живет в своем мире, и носит свой мир в себе. Акт любого понимания, в том числе музыкального, совершается через мир и посредством мира. В структуру любого мира входит данное, не-данное и ценности. Предлагается анализ структур музыкального мира. Это не музыкальные произведения, а музыкальные идеи, музыкальные смыслы. Единица музыкального смысла – музема. Примерами музем могут служить лад, мотив, мелодия, ритм. Ценности музыкального мира носят специфически музыкальный характер, например, предпочитаемые лады, интервалы. Описываются музыкальные миры двух типов: с преобладанием секунд и с преобладанием терций/кварт, что приводит к совершенно разной по духу музыке. Кроме того, важной характеристикой музыкального мира является конфликтность и динамичность. Они сопоставляются с характером мышления западного человека. Ставится вопрос, каким образом музыкальный мир субъекта может оказывать влияние на миры его отношений, мышления и т. п.

Об авторе

Е. В. Косилова
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия

Елена В. Косилова, доктор философских наук, доцент

119234, Москва, Ломоносовский пр., д. 27



Список литературы

1. Berger et al. 2024 – The Oxford Handbook of the Phenomenology of Music Cultures / Ed. by H.M. Berger, F. Riedel, D. Vanderhamm. Oxford: Oxford University Press, 2024. 752 p.

2. Clark et al. 2015 – Clark N.A., Heflin T., Kluball J., Kramer E. Understanding Music: Past and Present. Dahlonega, GА: University of North Georgia Press, 2015. 322 p.

3. Covach, Boone 1997 – Understanding Rock: Essays in musical analysis / Ed. by J. Covach, G.M. Boone. New York: Oxford University Press, 1997. 240 p.

4. Dufrenne 1973 – Dufrenne M. The phenomenology of aesthetic experience. Evanston, Ill: Northwestern University Press, 1973. 578 p.

5. Fingerhut et al. 2021 – Fingerhut J., Gomez-Lavin J., Winklmayr C., Prinz J.J. The Aesthetic Self. The Importance of Aesthetic Taste in Music and Art for Our Perceived Identity // Front. Psychol. 2021. Vol. 11. 577703. DOI: 10.3389/fpsyg.2020.577703.

6. Fiske 2008 – Fiske H.E. Understanding Musical Understanding: The Philosophy, Psychology and Sociology of the Musical Experience. Lewiston, New York: Edwin Mellen Press, 2008. 311 p.

7. Greenberg et al. 2022 – Greenberg D.M., Wride S.J., Snowden D.A., Spathis D., Potter J., Rentfrow P.J. Universals and Variations in Musical Preferences: A Study of Preferential Reactions to Western Music in 53 Countries // Journal of Personality and Social Psychology: Personality Processes and Individual Differences. 2022. Vol. 122 (2). P. 286–309.

8. Høffding, 2018 – Høffding S. A Phenomenology of Musical Absorption. Cham, Switzerland: Palgrave Macmillan, 2018. 304 p.

9. Huovinen 2011 – Huovinen E. Understanding Music // The Routledge Companion to Philosophy and Music / Ed. by Th. Gracyk, A. Kania. New York: Routledge, 2011. P. 123–133.

10. Jackendoff 2011 – Jackendoff R. Music and Language // The Routledge Companion to Philosophy and Music / Ed. by Th. Gracyk, A. Kania. New York: Routledge, 2011. P. 101–112.

11. Lochhead 1986 – Lochhead J. Phenomenological Approaches to the Analysis of Music: Report from Binghamton // Theory and Practice. 1986. № 11. P. 9–13.

12. North 2010 – North A.C. Individual Differences in Musical Taste // The American Journal of Psychology. 2010. № 123 (2). P. 199–208. URL: https://doi.org/10.5406/amerjpsyc.123.2.0199 (дата обращения 15 ноября 2024).

13. Scruton 2009 – Scruton R. Understanding Music: Philosophy and Interpretation. London; New York: Continuum, 2009. 253 p.

14. Smith 2019 – Smith E. The Experiencing of Musical Sound: Prelude to a Phenomenology of Music. New York: Routledge, 2019. 256 p.

15. Smith 1989 – Smith F.J., ed. Understanding the Musical Experience. Musicology: A Book Series. Montreux, Switzerland: Gordon and Breach Science Publishers, 1989. 230 p.

16. Szyszkowska 2018 – Szyszkowska M.A. Musical Phenomenology: Artistic Traditions and Everyday Experience // AVANT. 2018. Vol. IX. № 2. P. 141–155. https://doi.org/10.26913/avant.2018.02.09.

17. Tagg 1979 – Tagg, P. Kojak – 50 seconds of television music: toward the analysis of affect in popular music. Göteborg: Musikvetenskapliga inst., Göteborgs univ Publ., 1979.

18. Tighe, Dowling 1993 – Tighe T.J., Dowling W.J. (Eds). Psychology and Music: the Understanding of Melody and Rhythm. New York; London: Psychology Press, 1993.

19. Yudkin 2016 – Yudkin J. Understanding Music. Boston: Pearson Education, 2016.


Рецензия

Для цитирования:


Косилова Е.В. Музыкальный мир. Феноменологический анализ. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2025;(1):122-142. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-1-122-142

For citation:


Kosilova E.V. Musical World. Phenomenological analysis. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2025;(1):122-142. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-1-122-142

Просмотров: 210


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)