Третья миссия университетов в разрезе устойчивого развития цифрового общества: гендерные аспекты
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-1-182-189
Аннотация
В статье анализируются гендерные аспекты устойчивого развития, отмечается высокая актуальность обеспечения инклюзии и гендерного разнообразия в этом процессе. Отмечено, что компании, воплотившие эти принципы в своей практике, достигают более высоких показателей экономической эффективности. На основе обзора современных исследований и статистических данных (UNESCO, OECD, McKinsey, Crowe), с одной стороны, можно сделать вывод о постепенном сглаживании гендерного разрыва в сфере высшего образования в развитых странах. С другой стороны, наблюдается профессиональная гендерная сегрегация – особенно в STEM-науках, цифровом секторе и IT. В России, несмотря на то что доля женщин в сфере высшего образования достаточно высока, среди научных кадров наивысшей квалификации – профессоров – она составляет только 35%. Третья миссия университетов определяется как деятельность вузов, направленная на решение социальных и экономических проблем, в том числе связанных с реализацией целей устойчивого развития. В этой связи сделан вывод о необходимости продвижения программ, направленных на обеспечение принципов инклюзии и гендерного разнообразия в сфере управления высшим образованием – через программы корпоративной социальной ответственности и поддержки. Университеты рассматриваются как «проводники» устойчивого развития на локальном уровне.
Об авторе
Е. В. ВоеводинаРоссия
Екатерина В. Воеводина - кандидат социологических наук, доцент.
125993, Москва, Ленинградский проспект, д. 49
Список литературы
1. Бондаренко и др. 2020 – Бондаренко Н.В. Индикаторы образования 2020: Стат. сб. / Под ред. Н.В. Бондаренко, Д.Р. Бородина, Л.М. Гохберг и др. М.: НИУ «ВШЭ», 2020. С. 302–325.
2. Краснов 2019 – Краснов Ю.К. Гендерное неравенство в современном мире. По материалам исследования международных организаций // Право и управление. xxI век. 2019. № 2 (51). С. 21–28.
3. Ужахова и др. 2020 – Ужахова Л.М., Саакова В.В., Утегенова В.Б., Данилюк А.А. Влияние гендерных характеристик на профессиональную деятельность руководителей и подчиненных // Вестник Института социологии. 2020. № 9. С. 170–183.
4. Davaki 2018 – Davaki K. The underlying causes of the digital gender gap and possible solutions for enhanced digital inclusion of women and girls. Brussels: European Union, 2018. 54 p.
5. Davidson et al. 2010 – Davidson O.B., Eden D., Westman M. Sabbatical leave: who gains and how much? // The journal of applied psychology. 2010. № 95 (5). P. 953–964.
6. Stephen, Shashi 2018 – Stephen A., Shashi K.M. A study on the glass ceiling effect on women at workplace // A study on the glass ceiling effect on women at workplace: Conference. 2018 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения 24 января 2022).
Рецензия
Для цитирования:
Воеводина Е.В. Третья миссия университетов в разрезе устойчивого развития цифрового общества: гендерные аспекты. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(1):182-189. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-1-182-189
For citation:
Voevodina E.V. The third mission of universities in the context of the sustainable development of the digital society: gender aspects. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(1):182-189. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-1-182-189