Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Дюрер в мастерской Мемлинга

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-110-122

Аннотация

Альбрехта Дюрера часто считают одной из ключевых фигур немецкого Ренессанса, поэтому разные аспекты его творческой манеры и ее формирования по-прежнему вызывают интерес у исследователей. В этой связи немаловажно обратиться к истокам искусства Дюрера. Нельзя недооценить влияние венецианских мастеров, что становится заметно после его первого путешествия в Италию в середине 1490-х гг. Однако также значительным фактором становления Дюрера как живописца была встреча художника с нидерландским искусством, что репрезентируется в ряде его работ. В ходе своего путешествия подмастерья Альбрехт Дюрер, возможно, посетил мастерскую одного из ключевых нидерландских мастеров второй половины XV в. Ханса Мемлинга в Брюгге. Эта гипотеза первый раз была высказана немецким исследователем Хансом Эверсом в 1972 г., и с тех пор появился ряд публикаций, где изучается социальноисторический контекст Брюгге и тех городов, где побывал Дюрер, а также проводится анализ сходства и различия художественной манеры раннего Дюрера и работ нидерландских художников. Настоящая статья ставит своей целью резюмировать существующие доказательства и рассмотреть дополнительные аргументы, которые свидетельствуют о пребывании Дюрера в мастерской Мемлинга в начале 1490-х гг.

Об авторе

Е. А. Забродина
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Россия

Елена А. Забродина

119019, Москва, ул. Волхонка, 12



Список литературы

1. Близнюков 2021 – Близнюков А.Л. Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры из Пинакотеки Тозио Мартиненго. [Каталог]. М.: ГИМ, 2021. 292 с.

2. Ackroyd 2000 – Ackroyd P., Foister S., Spring M., White R., Billinge R. A Virgin and Child from the Workshop of Albrecht Dürer? // The National Gallery Technical Bulletin. 2000. Vol. 21. P. 28–42.

3. Ainsworth, Martens 1995 – Ainsworth M.W., Martens M.P.J. Petrus Christus in Renaissance Bruges: An Interdisciplinary Approach. New York: Metropolitan Museum of Art, 1995. 214 p.

4. Albrecht Dürer 2003 – Albrecht Dürer / Ed. by von K.A. Schröder und M.L. Sternath. Mit Beitr. von Maryan W. Ainsworth. Hatje Cantz Verlag, 2003.

5. Blum 1969 – Blum S.N. Early Netherlandish triptychs. A study in patronage. University of California Press, 1969. 176 p.

6. Borchert 1991 – Borchert T.H. Some Observations on the Lübeck Altarpiece by Hans Memling / Le Dessin Sous-Jacent Dans la Peinture Colloque IX. Louvain-La-Neuve: Université Catholique de Louvain, 1991. P. 91–100.

7. Borchert 2005 – Borchert T.H. Memling’s Portraits. Thames & Hudson, 2005. 176 p.

8. Campbell 1981 – Campbell L. The Early Netherlandish Painters and their Workshops // Le dessin sous-jacent dans la peinture, colloque III, 6-7-8- septembre 1979: Le problem Maztre de Flemalle – van der Weyden (Universite’ Catholique de Louvain, Institut Supirieur d’Archeologie et d’Histoire de l’Art, Document de travail no. 11) / Ed. D. Hollanders-Favart and R. van Schoutte, Louvain-La-Neuve, 1981, p. 43–61.

9. Corley 2000 – Corley B. Painting and Patronage in Cologne 1300–1500 Harvey Miller Publishers, 2000. 342 p. (Studies in Medieval and Early Renaissance Art History. Vol. 26)

10. The Early Dürer 2012 – The Early Dürer / Ed. by D. Hess and T. Eser. Germanisches Nationalmuseum with Thames & Hudson, 2012. 656 p.

11. Evers 1972 – Evers H.G. Durer Bei Memling. Munchen: Wilhelm Fink Verlag, 1972. 102 p.

12. Hand 1993 – Hand J.O. German Paintings of the Fifteenth through Seventeenth Centuries. The Collections of the National Gallery of Art Systematic Catalogue. Washington, D.C., 1993. 215 p.

13. Koerner 1997 – Koerner J.L. The Moment of Self-Portraiture in German Renaissance Art. University of Chicago Press, 1997. 564 p.

14. Lane 2009 – Lane B. Hans Memling, Master Painter in Fifteenth Century Bruges (Studies in Medieval and Early Renaissance Art History. Vol. 56). Brepols, 2009. 386 p.

15. Mander, Miedema 1994–1997 – Mander C.V., Miedema H. The lives of the illustrious Netherlandish and German painters: in 6 vols. Davaco Publishers, 1994–1997.

16. Metzger 2019 – Metzger Ch. Albrecht Dürer. Prestel, 2019. 304 p.

17. Nicolaisen 1999 – Nicolaisen J. Martin Schongauer – ein Mitarbeiter in der Werkstatt Hans Memlings? // Pantheon. 1999. 57. P. 33–56.

18. Nuttall 2004 – Nuttall P. From Flanders to Florence. The Impact of Netherlandish Painting, 1400–1500. Yale University Press, 2004. 320 p.

19. Panofsky 1953 – Panofsky E. Early Netherlandish paintings: its Origin and Character. Cambridge: Harvard University Press, 1953. 573 p.

20. Pilz 1970 – Pilz W. Das Triptychon als Kompositions- und Erzählform. in der deutschen Tafelmalerei von den Anfängen bis zur Dürerzeit. W. Fink, 1970.

21. Polt 1971 – Polt J.H.R. Gaspar Melchor De Jovellanos. New York: Twayne Publishers, 1971. 163 p.

22. Rupprich 1956 – Rupprich H. Durer, Schriftlicher Nachlass: in 3 vols. Deutscher Verein fur Kunstwissenschaft. Berlin, 1956.

23. Sander 1993 – Sander J. Niederländische Gemälde im Städel 1400-1550. Verlag Phillip von Zabern in Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1993.

24. Sander 2013 – Sander J. Albrecht Durer: His Art in Context. Prestel, 2013. 400 p.

25. Valdeon Baruque 2005 – Valdeon Baruque J. La Rioja, tierra abierta. Najera, legado medieval. Instituto de Estudios Riojanos, Logroño, 2005. 212 p.

26. Van Eyck to Dürer 2011 – Van Eyck to Dürer: The Influence of Early Netherlandish Painting on European Art, 1430-1530 / Ed. by T.H. Borchert. Thames & Hudson, 2011. 432 p.

27. Vos 1994 – Vos D. Hans Memling: The Complete Works. Harry N Abrams Inc, 1994. 128 p.


Рецензия

Для цитирования:


Забродина Е.А. Дюрер в мастерской Мемлинга. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2022;(2):110-122. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-110-122

For citation:


Zabrodina E.A. Dürer in Memling’s workshop. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2022;(2):110-122. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-3-110-122

Просмотров: 139


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)