Профессия педагог: новые формы патриотического воспитания школьников
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-2-105-114
Аннотация
Статья посвящена исследованию новых форм патриотического воспитания школьников в связи с вызовами начавшейся специальной военной операции (СВО) России. Автор показывает, что патриотическая работа является традиционной частью воспитательной работы в школах, однако в современных условиях она изменилась. Первым нововведением стало исполнение гимна России и поднятие флага, а также проведение в формате классных часов «Разговоров о важном». Начата работа по подготовке к изданию нового учебника истории, в который войдут темы, связанные со сложившейся ситуацией в мире. Еще одним новшеством в школе станет включение начальной военной подготовки (НВП) в программу предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). В статье приведены данные мониторинга ФОМ, исследовавшего отношение россиян к новым веяниям в школе. На основе анализа СМИ автор показывает отношение московских учителей к проведению урока «Разговоры о важном» и распространение практик патриотизма у подмосковных школьников. В заключение автор делает вывод о том, что у российских учителей появилась новая миссия – воспитание действенного патриотизма у школьников, но одновременно повысилась физическая и эмоциональная нагрузка при сохранении прежней зарплаты, что может снизить привлекательность профессии в глазах россиян.
Об авторе
М. Б. БулановаРоссия
Марина Б. Буланова, доктор социологических, профессор
125047, Москва, Миусская пл., д. 6
Список литературы
1. Абдурахманов 2020 – Абдурахманов Ш.Н. Основные направления патриотического воспитания // Проблемы педагогики. 2020. № 6. С. 60–61.
2. Асеева, Шашкова 2021 – Асеева Т.А., Шашкова Я.Ю. Представления о патриотизме школьников Сибирского федерального округа // Вестник РУДН. Сер. «Политология». 2021. № 1. С. 118–129.
3. Ростовцева и др. 2019 – Ростовцева Л.И., Гельфонд М.Л., Мирошина Е.Ю. Патриотическое воспитание глазами экспертов и школьников // Социологические исследования. 2019. № 8. С. 75–83.
4. Санина 2016 – Санина А.Г. Патриотизм и патриотическое воспитание в современной России // Социологические исследования. 2016. № 5. С. 44–53.
5. Селиванова 2018 – Селиванова З.К. Национальная консолидация, патриотизм, традиционализм как ответ российского общества на вызовы времени // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 161–166.
6. Сикевич, Федорова 2021 – Сикевич З.В., Федорова А.А. Границы русского патриотизма (опыт нереактивного и классического исследования) // Социологические исследования. 2021. № 6. С. 134–146.
7. Халий 2017 – Халий И.А. Патриотизм в России: опыт типологизации // Социологические исследования. 2017. № 2. С. 67–74.
8. Чемерилова, Морозов 2016 – Чемерилова И.А., Морозов С.И. Патриотическое воспитание современных школьников // Инновационная наука. 2016. № 12-3. С. 119–121.
9. Шевченко 2022 – Шевченко П.В. Дистанционное образование глазами студентов и школьников. Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2021. № 3. С. 99–109.
10. Sekerdej M., Roccas S. 2016 – Sekerdej M., Roccas S. Love versus Loving Criticism. Disentangling Conventional and Constructive Patriotism // British Journal of Social Psychology. 2016. Vol. 55. No. 3. Р. 499–521.
Рецензия
Для цитирования:
Буланова М.Б. Профессия педагог: новые формы патриотического воспитания школьников. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023;(2):105-114. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-2-105-114
For citation:
Bulanova M.B. The profession of teaching. New forms of patriotic education of schoolchildren. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2023;(2):105-114. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-2-105-114