Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск

Живопись Иеронима Босха в русскоязычных интернет-мемах

https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-4-152-166

Аннотация

Интернет-мемы – неотъемлемая часть сетевой коммуникации, отражающая настроение части общества через соединение изображения, текста и подразумеваемого контекста употребления. Мемы на основе живописных произведений позволяют вписать полотна старых мастеров в контекст современных социальных дискуссий. Мемы, переосмысляющие наследие Иеронима Босха, занимают особое место в системе такого познания искусства, в пользу чего говорит принадлежность этого художника сразу двум эпохам, Средневековью и раннему Новому времени, что позволяет пользователю Сети активнее перекодировать смыслы. С опорой на концепцию интернет-мема как креолизованного текста вскрывается семантическая продуктивность обращения к наследию Босха. Показано, что восприятие Босха не сводится к акценту на странности или неоднозначности его образов. Напротив, пользователи Сети проникают за поверхность отдельных образов и вскрывают отражение в них кризисной эпохи, в частности, эстетического и этического слома. Образы Босха позволяют истолковать непредсказуемый мир и новые этические императивы социальной жизни.

Об авторе

А. Г. Шерстнева
Российский государственный гуманитарный университет
Россия

Анастасия Г. Шерстнева, аспирант

125047, Москва, Миусская площадь, д. 6



Список литературы

1. Барт 1994 – Барт Р. Смерть автора // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1990. С. 384–391.

2. Деннет 2021 – Деннет Д. Разум от начала и до конца. М.: Бомбора, 2021. 528 с.

3. Докинз 2016 – Докинз Р. Эгоистичный ген. М.: Corpus, АСТ, 2016. Электронное издание на платформе LitRes.

4. Косякова 2020 – Косякова В. Код Средневековья. Иероним Босх. М.: АСТ, 2020. 432 с.

5. Маклюэн 2004 – Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. К.: Ника-Центр «Эльга», 2004. 432 с.

6. Полонский 1925 – Полонский В. Русский революционный плакат. М.: Государственное издательство, 1925. 192 с.

7. Сорокин, Тарасов 1990 – Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М.: Высшая школа, 1990. C. 180–186.

8. Тихонова, Артамонов 2021 – Тихонова С.В., Артамонов Д.С. Историческая память в социальных медиа. СПб.: Алетейя, 2021. 260 с.

9. Тоффлер 2008 – Тоффлер Э. Шок будущего. М.: АСТ, 2008. 560 с.

10. Шомова 2015 – Шомова С.А. Политический интернет-мем: сущность, специфика, разновидности // Бизнес. Общество. Власть. 2015. № 22. C. 28–41.

11. Шомова 2018 – Шомова С.А. Мемы как они есть. М.: АспектПресс, 2018. 136 с.

12. Blackmore 1999 – Blackmore S. The Meme Machine. Oxford: Oxford University Press, 1999. 264 p.

13. Vlachou, Panagopoulos 2022 – Vlachou S., Panagopoulos M. An Examination of Classical Art Impact and Popularity through Social Media Emotion Analysis of Art Memes and Museum Posts // Information. 2022. URL: https://sciprofiles.com/publication/view/3f6b2ec02020e8a5e4e54da8d98dbc59 (дата обращения 9 августа 2023).


Рецензия

Для цитирования:


Шерстнева А.Г. Живопись Иеронима Босха в русскоязычных интернет-мемах. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2023;(4):152-166. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-4-152-166

For citation:


Sherstneva A.G. Painting by Hieronymus Bosch in Russian Internet memes. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2023;(4):152-166. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2023-4-152-166

Просмотров: 216


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)