Произведения звукового искусства в структуре выставочного нарратива: методы анализа
https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-3-136-151
Аннотация
Статья посвящена определению методов исследования нарратива выставок, использующих в экспозиции произведения звукового искусства. Выставка рассматривается одновременно как форма реализации художественного вымысла, форма представления информации и коммуникативная знаковая система, способная передавать отдельный тип информационного сообщения. Используются расширенные трактовки понятий «музыка» и «звук», которые дают возможность исследовать повествование с любыми экспонатами, связанными со звуком или идеей звука. Выставочный нарратив определяется как смешанной природы текст, использующий совокупность вербальных, аудиовизуальных и пространственных средств в целях создания и трансляции истории об экспонируемом. Структура внутритекстовых взаимосвязей повествования рассматривается через соотношение различных средств актуализации информации (медиа). С учетом специфики формосодержательной целостности выставки исследуются методы, с помощью которых звуковое искусство может транслировать предзаданный нарратив. Выявленные методы используются в качестве основы для исследовательской схемы анализа выставочного повествования. В заключении полученная схема апробируется на примере проекта «Мы звуколюди! Музыка русского авангарда». Делаются выводы о специфике коммуникативных уровней, медиальной структуре и степени нарративности рассматриваемой выставки.
Ключевые слова
Об авторе
А. П. ЛичагинаРоссия
Анастасия П. Личагина, соискатель
125047, Москва, Миусская пл., д. 6, стр. 6
Список литературы
1. Бирюкова 2017 – Бирюкова М.В. Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры: Дис. … д-ра культурологии. СПб.: СПбГУ, 2017. 304 с.
2. Буррио 2016 – Буррио Н. Реляционная эстетика. Постпродукция. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 216 с.
3. Делазари 2023 – Делазари И. Комиксы на слух: диегетический звук как трансмедиальная категория // Новое литературное обозрение. 2023. Т. 179. № 1. С. 118–132.
4. Кейдж 2012 – Кейдж Д. Тишина. Лекции и статьи. Вологда: Библиотека московского концептуализма Германа Титова, 2012. 384 с.
5. Личагина 2024 – Личагина А.П. Нарратологический алгоритм в схемах анализа выставочного повествования // Артикульт. 2024. № 4 (56). С. 5−18.
6. Лотман 2002 – Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Академический проект, 2002. 544 с.
7. Маслов 2020 – Маслов E.C. Что такое нарратив? Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2020. 116 c.
8. Тишунина 2001 – Тишунина Н.В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XX века: К 80-летию профессора М.С. Кагана: Материалы Междунар. науч. конф. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия “Symposium”. Вып. 12. СПб., 2001. С. 149–154.
9. Тюпа 2020 – Тюпа В.И. На пути к исторической нарратологии // Новый филологический вестник. 2020. № 3 (54). С. 32−54.
10. Хаминова, Зильберман 2014 – Хаминова А.А., Зильберман Н.Н. Теория интермедиальности в контексте современной гуманитарной науки // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 389. С. 38–45.
11. Шмид 2003 – Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2003. 312 c.
12. Штейн 2020a – Штейн С.Ю. Матрица гуманитарной науки. Методологический трактат. М.: РГГУ, 2020. 192 с.
13. Штейн 2020b – Штейн С.Ю. Онтология выставочной деятельности // Артикульт. 2020. № 39 (3). С. 6–25.
14. Almén 2008 – Almén B. A theory of musical narrative. Bloomington: Indiana University Press, 2008. 248 p.
15. Barthes 1966 – Barthes R. Introduction à l’analyse structurale des récits // Communications, Recherches sémiologiques: l’analyse structurale du récit. 1966. № 8. P. 1−27.
16. Buren 1972 – Buren D. Exposition d’une exposition // Dokumenta 5: Katalog. Kassel, 1972. 776 p.
17. Bal 2017 – Bal M. Narratology: Introduction to the Theory of Narrative. Toronto, Buffalo, London: University of Toronto Press, 2017. 205 p.
18. Frye 2000 – Frye N. Anatomy of Criticism: Four Essays. Princeton: Princeton University Press, 2000. 383 p.
19. Glicenstein 2009 – Glicenstein J. L’art: une histoire d’expositions. Paris: Presses Universitaires de France, 2009. 264 p.
20. Hyvärinen 2010 – Hyvärinen M. Revisiting the Narrative Turns // Life Writing. 2010. № 7 (1). P. 69–82.
21. Kahn 1999 – Kahn D. Noise, water, meat: a history of sound in the arts. Cambridge; London: The MIT Press, 1999. 455 p.
22. Kramer 2019 – Kramer L. The Hum of the World: A Philosophy of Listening. Berkeley: University of California Press, 2019. 256 p.
23. Kreiswirth 1992 – Kreiswirth M. Trusting the Tale: The Narrativist Turn in the Human Sciences // History, Politics and Culture. 1992. Vol. 23. № 3. P. 629−657.
24. Mildorf, Kinzel 2016 – Mildorf J., Kinzel T. Audionarratology: Interfaces of Sound and Narrative. Berlin: de Gruyter, 2016. 267 p.
25. Mosher, Nelles 1990 – Mosher H.F., Nelles W. Guides to Narratology // Poetics Today. 1990. Vol 11. № 2. P. 419–427.
26. Prince 1974 – Prince G. A Grammar of Stories: An Introduction. Berlin; Boston: De Gruyter Mouton, 1974. 106 p.
27. Wolf 2017 – Wolf W. Transmedial Narratology: Theoretical Foundations and Some Applications (Fiction, Single Pictures, Instrumental Music) // Narrative. 2017. Vol 25. № 3. P. 256–285.
Рецензия
Для цитирования:
Личагина А.П. Произведения звукового искусства в структуре выставочного нарратива: методы анализа. Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2025;(3):136-151. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-3-136-151
For citation:
Lichagina A.P. Sound art works in the structure of exhibition narrative. Methods of analysis. RSUH/RGGU BULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies. 2025;(3):136-151. (In Russ.) https://doi.org/10.28995/2073-6401-2025-3-136-151