Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск
№ 4/2 (2017)
Скачать выпуск PDF

ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ

159-169 170
Аннотация

В статье рассматривается хайдеггеровская интерпретация природы метафизики, обозначенная как «онто-тео-логическое строение метафизики». Выделяется ключевая характеристика метафизики – забвение онтологического различия, демонстрируется взаимная принадлежность онтологического и теологического оснований метафизики. Особое внимание уделяется радикализации хайдеггеровской деструкции метафизики в теологической герменевтике. Мы показываем, что радикальная герменевтика акцентирует в проекте преодоления метафизики стремление вернуться к фактичной жизни, внимание к единичному и конкретному, не поглощаемому системой универсального знания.

170-180 210
Аннотация
В статье проводится сравнение позиций Н.О. Лосского и М. Шелера в отношении проблемы понимания душевной жизни других. Две предпосылки объединяют, хотя и формально, русского и немецкого философов: реальность чужого Я и возможность непосредственного знания о чужой душевной жизни. Выделяются три существенные содержательные различия между ними: 1. Ранг проблем: для Лосского знание о чужой душевной жизни есть частный случай знаний о внешнем мире; для Шелера, напротив, первичным и более глубоким является знание чужого Я. 2. Для Лосского наблюдение дает доступ к реальности чужого Я; для Шелера наблюдение вообще не является феноменологическим опытом. 3. Лосский исходит из различия переживания и наблюдения, а также из различия своей и чужой душевной жизни; Шелер исходит из метафизической гипотезы индифферентного в отношении Я–ТЫ потока переживаний.
181-190 232
Аннотация

В статье прослеживаются истоки проблемы «другого сознания», ее связь с проблемой самосознания, решение этой проблемы, которое получило название «аргумент по аналогии». Рассматривается критика аргумента по аналогии, а также попытка его усовершенствования отечественным философом С.А. Аскольдовым.

191-200 232
Аннотация

В статье речь идет о русском философе Владимире Францевиче Эрне (1882–1917), для творчества которого центральной была тема Логоса. Cаму русскую религиозную философию Эрн понимал как философию Логоса, которая противостоит, в его представлении, новоевропейской философии ratio. Автор рассматривает основные элементы философской концепции Эрна, программное произведение которого носит название «Борьба за Логос».

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

201-209 182
Аннотация

Статья посвящена столетию русской революции и анализу ее истоков, причин и последствий в трудах русских философов Серебряного века. Все представленные ниже философы в определенном смысле были жертвами революции: или погибли, или были высланы из страны, или вынуждены были замолчать на долгие годы. Но всю жизнь они были духовно связаны с Россией, анализировали причины поражения нарождавшейся демократии, предсказывали неизбежное поражение коммунизма, оплакивали гибель отечественной культуры и искали пути ее возрождения. Надо сказать, что дальнейшее развитие нашей страны подтвердило правильность их анализа и пророчеств.

210-220 127
Аннотация

В статье проводится анализ поэтики О. Мандельштама, согласно которой революция приводит к исчезновению смысла культуры. Проза Мандельштама рассматривается как философская проза. Единство экзистенциального переживания события и теоретического движения мысли, позволяющее поэту метафоры превращать в понятия, свидетельствуют о событии востребованности поэзией философии, декларирующей о наступлении эры масс-культуры.

221-230 191
Аннотация

Настоящая статья представляет собой попытку построения современной историософии средствами философии культуры. В ней раскрываются культурные механизмы развития исторического процесса в его различных – конструктивных и деструктивных – формах.

231-238 144
Аннотация

Статья посвящена месту и роли памяти в традиционной и массовой культуре. Обычный человек – это, как правило, существо, лишенное памяти. Или, лучше сказать, со слабо развитой индивидуальной памятью и сильно развитой памятью родовой. Преобладающим содержанием такой памяти являются мифы. Анти-индивидуальный характер народной памяти выражался в невозможности удержать в коллективной памяти события и исторические лица, иначе как превратив их в архетип, то есть аннулировав все их «исторические» и «личностные» особенности. Авторитарная власть стремится создать человека, не обремененного прошлым, обладающего такой «памятью», которая создается усилиями идеологов и систематически внедряется в сознание народных масс через книги, учебники, средства массовой информации. Эта культивируемая память призвана подавить память индивидуальную, сделать ее бледным призраком на фоне великих подвигов и героев. На самом деле это культивирование национального беспамятства.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

239-251 338
Аннотация

В статье обозначен эффект персонализации политики: дана его дефиниция, рассмотрены детерминанты и возможные следствия. Указанный эффект проиллюстрирован некоторыми особенностями азиатского и европейского стиля современного политического лидерства.

252-260 335
Аннотация

Статья посвящена одному публицистическому тексту Л.Н. Толстого, который впервые был опубликован (В.Г. Чертковым) в Лондоне в 1897 г., а в России – только в 1917 г. (отдельной брошюрой) и переиздан лишь в 1954 и 1984 гг. (в собраниях сочинений Толстого). В англоязычном мире этот текст известен как «A Letter to (Russian) Liberals». В 1919 г. М.К. Ганди включил его в список обязательного чтения для своих последователей – наряду с «Апологией Сократа» и эссе Генри Торо «О гражданском неповиновении». В СССР этот текст издавался лишь как частное письмо Толстого к А.М. Калмыковой (1849/50–1926). Но это частное письмо – одно из наиболее ярких и страстных изложений антигосударственнических взглядов Толстого.

261-271 370
Аннотация

В статье исследуются основные концепции биополитики М. Фуко, Дж. Агамбена и А. Негри. Фуко определяет биополитику как результат смены дисциплинарного типа власти на биополитический, как форму управления населением. Агамбен считает, что любой политический режим сегодня является биополитическим, его основным субъектом – фигура homo sacer, того, кого можно убить безнаказанно, введя режим чрезвычайного положения на локализированной территории – лагере. Негри рассматривает биополитику как современную форму экономического управления, внутри которого заложены процессы сопротивления власти со стороны индивидов, а значит, процессы субъективации, ведущие к увеличению прибыли.

272-277 521
Аннотация

В статье обращается внимание на тот факт, что в настоящее время массовые опросы используются как основной метод сбора социологической информации, что оправдано далеко не всегда. Замечается, что междисциплинарные методики могли бы использоваться в социологических исследованиях более широко, и данные, полученные с их помощью, позволили бы повысить достоверность данных, полученных с помощью опросов, и более глубоко осветить изучаемые проблемы. Социальное и ментальное картографирование рассматривается в контексте новых возможностей, связанных с развитием информационных технологий, созданием интерактивных карт, формированием масштабных баз данных, содержащих как социальную, так и фактологическую информацию и «привязанных» к определенным территориям.

278-286 248
Аннотация

Статья посвящена комплексу проблем, связанных с феноменом кризиса европейской культуры, и в том числе одной из центральных проблем романтизма – проблеме личности в ее конфликте с окружающим миром. В контексте социокультурного кризиса рубежа XIX–XX вв. эта тема приобретает особое звучание как в философии, так и в художественной литературе. Г. Ибсен, Д. Голсуорси, Р. Музиль и др. отразили кризисную сущность эпохи – конфликт уходящих идеалов духовности и нарождавшихся приоритетов массового общества. В романе «Доктор Фаустус» Т. Манн представил свой взгляд на кризисную эпоху: кризис культуры и антропологический кризис пересекаются в судьбе музыканта.

ФИЛОСОФИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

287-297 167
Аннотация

В статье предпринимается попытка проанализировать поиски синтеза образования, религии и науки в русском Просвещении XVIII в. Текст статьи подразделяется на две части. В первой части показано влияние секуляризации и государственной опеки образования и науки, а также феномен «наукизации» русского Просвещения. Во второй (в следующем выпуске Вестника) будут показаны скрытые траектории, по которым постепенно перестраивались научный и религиозный дискурсы русского века Просвещения.

298-305 208
Аннотация

Вопрос «как преподавать философию?» неразрывно связан с вопросом о предмете философии. В практике преподавания представлено множество подходов к определению предмета изучения в философском курсе. В статье утверждается, что важнейшей педагогической задачей является рассмотрение практик мышления в их многообразии. Студенты должны быть ориентированы на выявление эвристических стратегий этих практик и уметь анализировать их возможности в плане применимости к различным классам проблем. В связи с этим общим положением необходимо изменить весь дизайн учебного курса «Философия» для бакалавров нефилософских специальностей.

306-311 235
Аннотация

В статье речь идет о проблемах выбора, с которыми сталкивается современный российский университет. В ней рассмотрены положительные и отрицательные стороны внедрения рыночных подходов к образованию в России и за рубежом. Автор стремится ответить на вопросы: утрачивается ли идентичность российского университета в условиях его следования мировым трендам? Какие тактики и стратегии необходимы для того, чтобы выстоять в конкурентной борьбе и не потерять своего лица?



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)