Preview

Вестник РГГУ Серия «Философия. Социология. Искусствоведение»

Расширенный поиск
№ 2 (2020)
Скачать выпуск PDF

ФИЛОСОФИЯ. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

10-19 204
Аннотация

В статье рассматривается возникновение системы ценностей, связанной с распространением информационных методов контроля в общественной и повседневной жизни человека современной эпохи. Утверждается, что ситуация «инфоцентризма» не является исключительным свойством нынешней эпохи. Посредством анализа паноптического проекта Иеремии Бентама, как наиболее разработанной теоретической модели, постулируются основные принципы надзора – «видимость» и «соучастие». Несмотря на то что в социальном воображении, которое проявляется в том числе через художественное творчество, надзор предстает как насильственное вторжение в частную жизнь человека, основной его формой для большинства членов социума является именно самонадзор. Впрочем, технический прогресс не мог не оказать влияния на практики контроля и, как следствие, на способы социального взаимодействия людей, постоянно существующих в информационной среде. В обществе, где культура надзора стала реальностью, человек, государство и корпорации имеют возможность создавать гомогенное информационное пространство, исключая из него людей с другими позициями и взглядами. «Власть исключать» рассматривается как результат тенденции объективации человека, как фундаментального ценного другого в цифровом пространстве. Подобные и другие процессы служат обоснованием, почему надзор в его повседневных проявлениях не должен быть пренебрежен исследовательским взглядом.

20-33 193
Аннотация

В статье обсуждается совместимость рациональных действий на индивидуальном уровне с рациональностью на коллективном уровне. Эта проблема возникает в ситуациях принятия решений несколькими индивидами, когда результаты возможного рационального выбора индивида ограничены взаимодействиями с другими акторами. Подобные случаи взаимодействия встречаются в экономической теории, политологии, социологии, менеджменте и других областях наук, связанных с человеком и группой людей. Рассматриваются социальные дилеммы, которые появляются, когда все индивиды социальной группы ведут себя как «рациональные максимизаторы полезности», что мешает прийти к согласию и скоординировать свои действия. В связи с дилеммой «трагедия общего» обсуждаются пути преодоления несовместимости индивидуальной и коллективной рациональности в рамках новой институциональной политики как нового направления науки по управлению общественными ресурсами.

34-46 113
Аннотация

В данной статье в рамках междисциплинарного подхода предлагается осмыслить процесс деактуализации классического понятия трудовой этики, вызванный различными кризисными явлениями в жизни современного работающего человека, наметившимися с началом процессов постиндустриализации и продолжающими усиливаться сегодня. Ее традиционное содержание утратило свою былую привлекательность, а базовые принципы все хуже справляются со своей главной функцией по обоснованию метода действия для работающего человека. В качестве варианта интерпретации таких кризисных явлений, как психологический дискомфорт, испытываемый некоторыми современными работниками, предлагается рассмотреть сформировавшийся запрос в развитых обществах в отношении содержания работы и ожидаемых результатов. Рабочая гипотеза автора состоит в том, что объективного критерия «толковой»/«бестолковой» работы, «человеческого»/«нечеловеческого» труда не существует, и только индивидуальная удовлетворенность/неудовлетворенность определяют ее субъективный статус.

47-56 298
Аннотация

В работе представлен анализ способов взаимодействия человека и нечеловеческих существ, которые рассматриваются в антропологических и философско-экологических подходах. данные подходы предлагают отказ от антропоцентризма, выступающего онтологическим основанием западной культурной традиции. Т. Мортон описывает сосуществование людей и нечеловеческих существ похожим на сеть, связывающую между собой все живое. Человек и нечеловеческие существа помещаются в единый процесс сосуществования, где человек перестает занимать место на вершине природной иерархии. Одним из возможных вариантов пересмотра способов взаимодействия человека и нечеловеческих существ является обращение к незападной (китайской) философской традиции. Антропологический подход к переосмыслению положения человека в мире представлен проектом Э. Кона. Он рассматривает человека в контексте его взаимодействий с миром нечеловеческого, от которого зачастую зависит выживание человека. Основываясь на семиотике Ч. Пирса, Кон делает вывод о том, что все живые существа способны к репрезентации окружающего мира и используют для этого знаки. Одними из способов выстраивания межвидовой коммуникации являются анимизм и уточняющая его концепция перспективизма. Анимизм говорит о внутренней схожести живых существ при отличии во внешних характеристиках. Перспективизм добавляет, что каждое живое существо способно понять другое, приняв его точку зрения, его перспективу. Таким образом, отказ от антропоцентризма способен дать возможность развитию равноправных отношений человека и нечеловеческих существ. В свою очередь, такое равное сосуществование окажет положительное влияние на решение экологических проблем современности.

СОЦИОЛОГИЯ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

57-68 213
Аннотация

На основе данных социологических исследований1, проведенных в 2018 и 2019 гг., проанализированы особенности восприятия политических проблем российской молодежью и ценностные основания ее политического поведения. Показано, что политическая культура демонстрирует наличие взаимоисключающих позиций по ряду оснований. Низкий уровень доверия к власти практически не коррелирует с оценкой социально-экономической и политической ситуации в России, не формирует новых форм гражданского активизма, что позволяет сделать вывод о высокой степени преемственности политической культуры России, где группа условных «оппозиционеров», демонстрирующих низкий уровень доверия к власти и готовность к протестам, очень невелика.

69-80 104
Аннотация

В статье представлены сравнительные результаты исследований детей и подростков, посвященных теме Великой Отечественной войны, полученные в 2015 и 2020 годах. Главными источниками передачи информации о Великой Отечественной войне для юных были и остаются семья и школа. Увеличение роли внешкольных мероприятий обусловлено рядом факторов. Новые механизмы сохранения памяти о Великой Отечественной войне до сих пор не вытеснили традиционные, а стали для них важным информационным подспорьем. Заинтересованность детей и подростков темой показывает, что проблема сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне решается комплексно, на уровне различных институтов и показывает положительную динамику, несмотря на то что речь идет о событиях далекой войны, очевидцев которой скоро совсем не останется.

81-93 363
Аннотация

Интерес к вопросам коллективной памяти не угасает со времен так называемого «бума памяти» XX в. Несмотря на значительное количество теоретических и фундаментальных исследований, посвященных коллективной памяти, ее аспектам и разновидностям, методологическим основам дисциплины уделялось меньше внимания. Утверждение методологического аппарата мемори стадиз необходимо для его окончательного оформления в самостоятельную область знания.
Множество исследователей описывали различные подходы к определению методологии исследований в рамках мемори стадиз. Однако предложенные методы позволяли проанализировать лишь статичные и фрагментарные проявления коллективной памяти. На данный момент исследователи коллективной памяти в первую очередь рассматривают ее как продолжающийся во времени процесс. Подобное понимание памяти как процесса, наделенного темпоральными характеристиками, происходящего в культурном контексте и как зависимого, так и формирующего для участвующих в нем субъектов, привело к возникновению идей о нарративности коллективной памяти. Это взывает к необходимости определения соответствующего метода исследования, который позволил бы оценить социальные практики коллективной памяти в историческом и социокультурном контексте. В данной статье систематизированы представленные в академической литературе идеи о нарративности коллективной памяти и произведена оценка потенциала нарративного анализа для ее изучения.

94-102 168
Аннотация

В статье рассматривается проблема распространения конспирологических представлений в социальных сетях и в СМИ в связи с эпидемией COVID-19 в Российской Федерации. дается краткий обзор наиболее известных научных подходов к исследованию неконвенциональных концепций и различных «теорий заговора». Особое внимание обращается на связь теорий заговора с постмодернистскими идеями и критическим отношением к любой официальной информации из авторитетных источников. Подчеркивается, что равенство высказываний, на котором настаивали сторонники постмодернизма, ведет к увеличению информационного шума и размыванию границ между фактом и вымыслом. Современная конспирология – это реакция аудитории на алармизм в публикациях официальных СМИ. Отмечается рост подобных представлений в условиях кризисов, катастроф и эпидемий. Предпринята попытка выявить типичные конспирологические версии причин эпидемии коронавируса в российском сегменте социальной сети Фейсбук. В статье факт роста популярности «альтернативных теорий» исследуется в контексте социальных страхов россиян, в связи с углублением экономического кризиса и перспективой потерять работу. Рост конспирологических идей анализируется в связи с феноменом медиавоздействия на общественное сознание. Функции современных медиа определяются постепенным замещением социальной реальности медиарельностью, которая тиражирует симулякры, а не занимается только информированием. В статье констатируется достаточно сильное влияние материалов средств массовой информации на потребителей новостного контента, что является одной из причин распространения теорий заговора в различных группах и сообществах медиапользователей.

103-110 197
Аннотация

В статье анализируется уровень доступности медицинских учреждений в сельской местности современной России, особенности их организации и развития. Выявляются причины, почему жители сельской местности имеют гораздо меньше возможностей обращаться за качественной медицинской помощью, чем жители городов, что ведет к возникновению неравенства между жителями города и села. Обосновывается тезис, что государственные программы, которые должны обеспечивать доступность медицинских услуг для сельского населения, в большей степени не справляются с поставленной задачей. Предпринята попытка обозначить реакцию общества на существующее неравенство в отношении медицинских услуг сельчан по сравнению с городскими жителями. Такой реакцией можно считать отток населения из сельской местности, а также возрастание уровня самолечения среди жителей сельской местности как следствие затруднительного получения медицинских услуг. Уменьшение количества лечебных пунктов в сельской местности приводит к ухудшению положения медицины в сельской местности. Это, по мнению авторов статьи, обосновывает необходимость изучения проблем, связанных с оказанием медицинской помощи сельскому населению.

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

111-137 319
Аннотация

Имя И.В. Жолтовского, как и его архитектура, всецело ассоциируется с итальянскими влияниями. Между тем к началу ХХ в. Италия вовсе не была наиболее значительной страной палладианства: значительно больше это направление было разработано в Англии. В Лондоне в 1902 г. вышла и первая научная монография о Палладио. Изучив биографические документы Жолтовского, можно заключить, что «английская тема» была в его жизни не менее значима, чем «итальянская». Причем привязанность эта не ограничивалась сферой политических или культурных предпочтений, а напрямую сказывалась и в профессиональной деятельности архитектора. На примере его первой самостоятельной постройки – дома Скакового общества в Москве – можно проследить, как складывалось творческое кредо Жолтовскогонеоклассика; как от подражания британскому викторианскому стилю он через изучение английских же архитектурных увражей пришел к собственной версии неоклассицизма, далекой от патриотично-ностальгических мотивов, характерных для предреволюционных десятилетий русской архитектуры.

138--150 131
Аннотация

Статья представляет собой вторую часть рассмотрения и анализа двух выставок, прошедших в последние годы в Музее изобразительных искусств им. Пушкина – «Шанель: по законам искусства» (2007) и «диор: под знаком искусства» (2011), посвященные крупнейшим модельерам современности. Оригинальные концепции и художественные решения экспозиционного дизайна этих выставок стали событиями не только в мире моды, но и в искусстве выставочной экспозиции. Эти выставки предъявили различные экспозиционные решения, яркие художественные образы, выразительную пространственную организацию, концептуальную и сценографическую аранжировку авторских коллекций в контексте высокого изобразительного искусства. Важнейшей концептуальной составляющей выставок было представить искусство модельеров, сопоставляя, рождая ассоциации и выстраивая аналогии и контексты с изобразительным искусством, на фоне которого и в кругу которого были выставлены уникальные коллекции. При этом едином концептуальном взгляде на их творчество и едином пространстве музея, в котором проходили выставки, художественно-архитектурная стратегия выставок была диаметрально противоположной, раскрывая палитру и многообразие художественно выразительных средств и современного экспозиционного дизайна. Обе выставки были созданы современными зарубежными кураторами и дизайнерами и представляют собой талантливые и креативные экспозиционные проекты, анализ которых может быть полезен для отечественного средового дизайна в качестве ярких примеров экспозиции как жанра пластического искусства, которым и считается современная музейная и выставочная экспозиция в своих наиболее высоких и творческих формах.

151-157 145
Аннотация

Рецензируемая книга вписывает процессы в современной архитектуре и искусстве в широкий контекст преобразования человеком жизненной среды. В книге архитектура рассматривается как место поиска художественной цельности, включающего в себя не только интеграцию технологий и искусств, но и особый режим моделирования технологических и эстетических процессов. В результате современная архитектура оказывается частью новейшего художественного процесса, включающего инсталляцию и перформанс. История искусства ХХ века переосмысляется как история художественных систем, направленных на преобразование жизненной среды через раскрытие коммуникативного потенциала материала и формы. В рецензии ставятся вопросы о возможностях и ограничениях такого подхода.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2073-6401 (Print)
ISSN 2073-6401 (Online)